ДОБРОДЕТЕЛЬ ТЕРПЕНИЯ

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве дай ми, рабу Твоему…» — из молитвы святого Ефрема Сирина.

Терпение на греческом языке звучит как — ύπομονή — по своему филологическому смыслу означает «стойкость», на латинском же – patientia — происходит от patio — «страдаю», «претерпеваю страдание». Святитель Иоанн Златоуст определяет терпение как «навык все переносить».

Добродетель терпения неразрывно связана со всеми христианскими добродетелями и всем строем духовной жизни христианина. Она находится в теснейшей связи с ревностью к богоугодной жизни и с постоянством в добре. Блаженный Диадох и другие святые отцы соединяют добродетель терпения со смирением, поучая: смирение — источник терпения, оно есть родительница и охранительница терпения.

Святитель Тихон Задонский в добродетели терпения отмечает преданность воле Божией и святому Его промышлению.

Добродетель терпения имеет особое значение для духовной жизни человека. Ведь это способность реагировать на касающиеся нас зло, не теряя присутствия духа, не впадая в ропот, в гнев, в злобу и желание отомстить.

Иногда терпение связывают со способностью человека управлять своими эмоциями. Про такого говорят: он волевой человек, он способен не раздражаться, не гневаться в ответ на обращенное к нему зло. Несомненно, воля присутствует в наших попытках стяжать терпение, но терпеливый человек не обязательно должен быть волевым, потому что терпение есть состояние духа. Всякий волевой человек в какой-то момент не выдерживает неправды, оскорблений, клеветы и обид. И воли не хватает, и терпение заканчивается, потому что терпения и не было, а была только лишь воля или хорошее воспитание.

Отличительная черта человека терпеливого есть мужество.

«Кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения» — поучает нас Преподобный авва Дорофей.

Святые отцы указывают в терпении на эту основную его черту: мужество, неустрашимость души и готовность безропотно, охотно и великодушно переносить скорби и искушения, все то, что посылает претерпеть человеку Господь ради его пользы.

Причиной всего доброго и благого терпение может быть лишь тогда, когда оно становится состоянием нашей души. Как свидетельствует Ефрем Сирин, если мы уповаем на Бога, то имеем терпение. Надежда на Бога, живое чувство веры, понимание того, что Господь защитит, восстановит справедливость, и создают внутренне спокойствие человека. Терпение как броня ограждает мирное состояние нашей души от всяких внешних злых обстоятельств, становится ступенью на пути к Царствию Божию.

«Терпение – есть корень всех благ» — наставляет святитель Иоанн Златоуст.

Терпеливый человек – тот, кто уже стяжал в себе Духа святого. Тогда ничего не может поколебать его спокойствие, потому что даже самые страшные диавольские наваждения не способны сокрушить силу Духа Святого. Именно в этом и состоит смысл терпения как добродетели.

Терпение не означает покорного соглашательства со всяким злом и неправдой. Терпеливый человек не тот, кто плывет по течению и меняется в соответствии с требованиями непостоянного окружающего мира. Этот человек сохраняет свою внутреннюю силу, свою автономность от зла окружающего мира только потому, что в его сердце теплится отблеск Царствия Небесного.

Терпение – это вовсе не состояние скота, который все терпит. Это не компромисс со злом – ни в коем случае. Терпение – это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение – это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение – это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение – есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества – вот что такое настоящее терпение. (о. Александр Мень).

«Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия – потерплю и я». Очень хорошо звучит эта народная поговорка! Но если мы посмотрим в тексты Священного Писания, то увидим, что пророки не всегда были терпеливы. Вспомним Моисея. Часто Моисей впадал в отчаяние, терял терпение, когда видел свой народ. Он разбил скрижаль, движимый нетерпением! А как он клял свой народ!

Мы видим огромное количество таких вот живых, настоящих человеческих проявлений у Моисея. Библия, вообще, – живая книга, которая говорит о конкретных настоящих людях, не выдуманных. Моисей – это тоже живой, настоящий человек. Пророк, которого Бог знает и очень любит, которого Он так долго – сорок лет – учил терпению, хотя народ все время раздражал Моисея глумлением и дикими поступками. А пророк Илия? Он был горячий, нетерпеливый человек. Такой нетерпеливый, что Господь ему даже явление даровал не в сильном шуме ветра, не в огне, не в землетрясении, а в движениях тонкого, мягкого, нежного ветра.

О нетерпении пророков есть такой замечательный фрагмент в Минее: «На земли тя ангела познахом, Божественный пророче, и на небеси отнюд человека Божия, якоже и сам Господь рече: понеже Илия человек жесток еси, согрешающу Израилю терпеть не можеши, взыди ко Мне, да Аз долу сниду». Ты, пророк, не можешь терпеть, тогда Бог Сам сойдет!

Все эти пророки как раз являют нам образ не терпения, а нетерпеливой ревности. В понятие «терпение» в православной среде часто совершенно неправильно вкладывают понятие «апатия» – бесчувствие. То есть вроде бы человек должен не реагировать на очень важные события в своей жизни или жизни окружающих. Он должен подчиниться, не размышляя, любым обстоятельствам, которые его окружают, любой силе, которая его пытается сломить.

Можно это назвать христианским терпением? Конечно, нет. И пророки показывают, что таким терпением они не обладали. Они не обладали терпением воспринимать мир отстраненно, бесчувственно, не давая ему оценку, не принимая его как мир пограничных понятий: добра и зла, правды и лжи. Для пророков эти категории очень четки: Бог – безбожие, любовь – ненависть, правда – неправда. И в данном случае они категоричны, а не терпеливы.

Также приведем размышления о терпении епископа Феофана: «Терпение имеет две стороны: будучи обращено внутрь, оно есть постоянство в добре, — и в сем отношении не обусловливается ничем внешним, а есть нераздельная и всегдашняя черта доброго настроения. Будучи же обращено ко вне, оно есть сносливость, перенесение всех трудностей, встречаемых на добром пути или при исполнении созревающих внутри добрых начинаний. Сия черта терпения не может проявиться, если не будет скорбей».

Итак, терпение происходит от перенесения скорбей (Рим 5, 3). В скорбях и лишениях терпение человека проявляет себя, крепнет и закаляется. Под терпеливым перенесением скорбей отнюдь не понимается полное равнодушие, безучастное отношение или совершенная нечувствительность к ним христианина. Напротив, чувствуя всю тяжесть постигающих его страданий, огорчений и других скорбей, христианин, однако, без ропота, смущения и гнева, стойко и бодро переносит их ради Бога, во всем предавая себя воле Божией, уповая на его милости.

«Кто не имеет терпения, тот лишен всякого упования, а потому умоляю всякого приобрести терпение, чтобы спастись» — также учит нас святой преподобный Ефрем Сирин.

Не стоит в унынии полагать, что страдания случаются только с нами. Скорби приключаются как с благочестивыми, так и с нечестивыми людьми, каждому по его мере. Но одни только благочестивые христиане стараются терпеливо и великодушно их переносить.

Не только в духовной жизни важно терпение. В труде телесном без него никуда. Народная мудрость недаром гласит: «терпение и труд всё перетрут». Без терпения невозможно научиться никакой профессии, потому что и самые простые из них требуют навыка, который приобретается упражнением, а для упражнения нужно терпение, которое и позволяет превращать заурядное ремесло в высокое и плодотворное искусство.

Колоссальное терпение требуется также и в семейной жизни. А.П. Чехов в своем произведении «Дуэль» устами героя произносит: «в семейной жизни главное – терпение». Очень большой процент разводов восходит именно к отсутствию терпения. Ведь люди ожидают, что вот оно — красивое платье, оркестр, а дальше начинаются будни. Начинается понимание того, что любимое существо при ближайшем рассмотрении вызывает некоторые вопросы. А надо терпеть, привыкать, уступать. Учиться любить живого человека, а не созданный собственным воображением фантом. Ну, а если такое дело, в котором уступать нельзя, то действовать надо с любовью и молитвой. Огромное терпение нужно и при взращивании и воспитании ребенка, а единственный способ смягчить все семейные тяготы — это настолько проникнуться любовью, что она преобразит жизнь так, что все будни превратятся в праздники. Но это дается духовным трудом.

Терпение имеет сугубое духовное значение; только этим можно объяснить то, что оно требуется всегда и во всём. Но при этом терпеть нужно с разумением; в противном случае именем терпения могут называться вещи далеко не доброго свойства.

Это выявляется на самом элементарном уровне — при физическом дискомфорте. Все мы знаем, как ноют малые дети в жаркий день оттого, что хотят пить. Единственное, что можно при этом сделать,— это напоить их, потому что терпению их обучить невозможно, это задача для более зрелого возраста. Призывать их к терпению — значит мучить. И они же становятся невыносимо капризными, когда заболевают, потому что им плохо. Умная мать не будет сразу наказывать ребёнка, который по непонятной причине плохо себя ведёт, а для начала измерит ему температуру,— в этом, кстати сказать, проявляется мудрое материнское терпение. Но сейчас речь пойдёт о взрослых, которым следует терпеть и жажду, и жару, и голод, и холод, и боль. И что хуже всего — уже не на физическом уровне — несправедливость и унижение. Но как терпеть? — а все так же, с разумением.

Что это значит? Только то, что при всяком подобном испытании нужно рассудить: Господь ли его посылает или это результат нашей собственной неумелости организовать нормальные условия жизни или, хуже того, нашего упрямства, нашего неумения ладить с людьми, а попросту — того, что мы их обижаем.

Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних — и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности. Это надо уметь встретить, не огрызаясь на ближнего. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: «Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась». И душа наша успокоится. А если мы начнем: «А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня!..» И пойдем вразнос. Это дух сатаны говорит в человеке.

Прежде всего, надо себе уяснить, что наша жизнь — это школа, а все, что нам попускает Господь — скорби, искушения — это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили…

Конечно, Бог предлагает нам терпеть. Прежде всего, Он предлагает нам терпеть друг друга:

«Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

Сам Господь долготерпелив, потому что Он терпит нас такими, какие мы есть. Мы видим, как Бог терпит каждого из нас в наших ошибках, в нашем недоумении, в наших неправильных поступках, неслышании, невидении, непонимании. Он терпит – и тому же учит нас.

Составитель: Зоя Заборонок

Источники:

  1. Шиманский Г.И. «О терпении». Издательство Сретенского монастыря, 2012 (Серия «Христианский взгляд»);
  2. Журнал “Православие и современность” Марина Журинская «Терпение» 27 октября 2011 г.;
  3. Протоиерей Алексий Уминский «О терпении» “Православие и мир”.