О КОЛОКОЛЬНОМ ЗВОНЕ

Приди, ты немощный,

Приди, ты радостныйu-sysoya-a-kosnichev

Звонят ко всенощной,

К молитве благостной

И звон смиряющий

Всем в душу просится,

Окрест взывающий,

В полях разносится…

Иван Аксаков. Из поэмы    «Бродяга»                                                                    «У Сысоя» Художник А. Косничев

Колокольный звон возвышает нас, зовет в горний Иерусалим, в Царствие Небесное. Это некий глас свыше, церковная традиция всегда расценивала это именно так. Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.

Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению, выражать торжество Церкви и ее Богослужений, возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений.

Обычай использовать для призыва на богослужение изделия издающие громкий звук, вошел в практику очень давно.

Существовал он, например, уже в Древнем Египте. При Иерусалимском храме по откровению Божию за богослужением использовались серебряные трубы. Обычай созыва общины на молитву особыми громкими сигналами перешел потом и в христианство.

У древних христиан в период гонений епископы созывали верующих к богослужению, посылая за ними в дома. Посыльные именовались лаосинактами (народособирателями).

В Иерусалимской церкви IV века архидиакон за богослужением оповещал о месте и времени следующего богослужения.

В первоначальных киновиях Египта, по словам св. Кассиана, созывали к богослужению стуком в дверь келий.

В Лавсаике Палладия (V-VIв.) говорится. “Исполнивши обычный канон молитвы, он (монах Адульф) тотчас ударял будильным молотком во все келий, собирая в храмы к утреннему славословию”. Как видим, орудием оповещения того времени является молоток для стука в двери келий.

Конечно, это орудие не могло не преобразоваться. Удар молотка в двери — не особенно приятное на слух действие. Далеко разносящийся от этого звук скорее всего и послужил появлению специальных досок — бил. Упоминания о билах имеются с VI века. Феодор, епископ Петрейский, упоминает в житии Феодосия (529 г.) о том, что при созыве на часы и литургию «ударяли в древо».

Колокола впервые упоминаются Григорием Турским (594 г.) под именем „signa». Говорится, что епископ ирландский Дагей, будучи медных и железных дел мастером, сделал 300 колоколов (campanos). (Об употреблении их в церкви в то время сведений нет).

Церковное Предание приписывает начало употребления колоколов святому Павлу Ноланскому (город Нола в Италии). Его еще называют Павлин Милостивый. Согласно житию этого святого он обходил свою епархию и встретил в ней много злобы, непонимания, отрицательных эмоций. Он просил Бога воззвать к этим людям, чтобы они как-то переменились в лучшую сторону. На обратном пути, притомившись, он лег отдохнуть, уснул, и ему приснился ангел, который сотрясал цветок колокольчика. Цветок издавал звук. Проснувшись, Павлин Ноланский взял эту форму за образец и изготовил инструмент такой формы. С тех пор колокол и начал употребляться.

Еще долгое время колокола и била использовались вместе. Например, в одном из писем Святогорца к друзьям имеется такое описание: “Часа за два до заката солнышка начался бой в деревянную доску к наступающему всенощному бдению; довольно долго разносились по отдаленным частям внутренняго расположения лавры слабые звуки призывной токи и замирали за обителью, на первых соседних холмах. Деревянный бой через полчаса сменился металлическим: несколько времени ударяли в чугунную доску и, наконец, отозвалась на пустынных высотах шумная игра нескольких колоколов.”

Традиционные деревянные била теперь фактически не используются. Настоящие била сохранились на святой горе Афон. Там и теперь можно услышать довольно мелодичный, как говорят очевидцы, ритмически многообразный стук (клепание).

Со времени Крещения Руси (10–11 вв.) в соответствии с уставом богослужения, перенятым из Православной Византии, колокольный звон использовался для того, чтобы возвещать о начале, кульминациях и окончании совершаемого в храме последования.  В этом состояла его основная, сигнальная функция.

Будучи вплетенным в ткань службы, четко регламентированный звон с исполнением определенных молитв является частью богослужения. Устав использования колоколов за прошедшие 10 веков христианства на Руси развился, но не изменился принципиально, как и само богослужение. Начиная с конца 15-го века размеры больших колоколов, их количество расли стремительно. Развиваются канонические формы звона, заложенные в Уставе. С конца 16-го века некоторые виды звона уже носили выразительные художественные черты. В 17-ом, золотом веке русских колоколов, появились шедевры колокольного литья и шедевры звонарского искусства. В 18–19 вв., производились первые попытки переложить на ноты и проанализировать с точки зрения музыкальной формы наиболее талантливые и оригинальные звоны. Начало XX века – апогей в технике литья русских колоколов. В эти годы в Российской Империи 20 заводов ежегодно отливали 1600–2000 тонн церковных колоколов. Это время богато также и талантливыми звонарями, трезвон, его техника, структура и композиция принимают наиболее совершенные, сложные формы. Так, постепенно, из сигнала звон в России перерождался в художество.

Частые и многочисленные звоны в русских городах никого не смущали и не беспокоили. Быт и культура русских в прежние века были особенно религиозны. В панораме любого старинного русского городка хорошо заметно, что высокие белые здания церквей являются архитектурными акцентами посада, его вертикальными доминантами. Более того, селения в старой России развивались методом прозора: из окна каждого дома должна была видна быть церковь. Колокола же являлись прекрасной, искусно оформленной звуковой доминантой благочестивого быта наших предков. Звон был также универсальным средством массовой информации.  Жители города могли одновременно и незамедлительно узнавать новости: колокола возвещали о встречах и проводах важных лиц, празднествах, браках и похоронах, отбивали время, сообщали о пожаре, наступлении неприятеля, собирали народ на вече, информировали о чрезвычайных обстоятельствах.

Различный по характеру звон звал в храм к установленному времени, отмечал важные моменты службы, провожал из церкви умиротворенного христианина, возвещал о торжестве праздника, сообщал не присутствующим в храме о происходящем в нем, напоминал всем о Боге и о духовном мире.

Колокол имеет свою символику, представленную в двух толкованиях. С одной стороны колокола – это те же трубы, обращенные с неба к земле.  Они и их неожиданный громкий звук напоминают верующему трубы ангелов, которые внезапно оборвут конец земной истории человечества и соберут живых и умерших на ответ к Богу. Но более этого звук колокола связывают с самим голосом Божиим. Голос Бога призывает людей обратиться к Нему, голос Бога – это голос нашей совести, это призывы в душе к добру, откровения в нашем сердце, изменяющие образ нашей жизни к лучшему. И в меру своего благочестия русские люди любили внимать этому гласу Божию. Они вспоминали Бога, во время первых ударов благовеста, крестились и мысленно обращались к Богу с молитвой, если звон церковный заставал их за делом, в пути или во время отдыха. Как пояснял один из описателей этого обычая, если услышавший удар колокола человек «окажется… на безлюдной дороге или в темном лесу… он обнажит голову и перекрестившись сердечно встрепенется; а дома с молитвой на устах из рук работу опустит; по реке плывя весла сложит: повеял для него Дух Божий над землей и над водой».

Интересно, что народное предание сохранило немало как подтвержденных, так и легендарных рассказов о том, как внезапный колокольный звон сильно действовал на душу и совесть отчаявшегося или омраченного грехом человека, останавливая от близкого греха убийц и самоубийц, приводя к раскаянию скупых или черствых людей.

Вкус к колокольному звону, богатство колокольных композиций и понимание смысла того языка, которым говорит колокол, вполне соответствует высоте, глубине и красоте литургики, в которой колокольный звон, наряду с знаменным распевом, составляет существенный момент.

Здесь нельзя не упомянуть о чистоте и бесстрастии колокольного звона при всем его блеске, оживленности и выразительности. Его чистая духовность и непорочная, глядящаяся в самое сердце, ясность и вызвали к нему особую ненависть немощно-страстного беса революции. Обе революции (на Западе так называемая Великая французская революция и у нас, начатая царствованием Петра I и законченная большевиками) сопровождались открытым походом на храмы и колокола и, что особенно замечательно, с одними и теми же практическими целями — переливки их на пушки для защиты “революционного отечества” и на пользу, будто бы, промышленности.

Это один из вариантов приема Иуды Искариотского, который жалел миро, возливаемое на ноги грядущего на смерть Господа Иисуса, но не из любви к нищим, а потому что “был вор” (Иоан 12:6).

Радостно, что в наши дни возрождаются традиции колокольного звона. Голоса колоколен льются над Православной землей. Колокольный звон…прикровенно изображает Второе пришествие Христово.

Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.

Псалом 150

В. Ильин. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона.

Н. Завьялов. Краткая история колокола.

О сущности русского колокольного звона. «Звучащая икона». Доклад на Симпозиуме, посвященном русским колоколам, прошедшем в Гарвардском университете (США) 1–2 июня 2008.  иеродиакон Роман

danilovbells.ru

simvol-veri.ru

http://tv-soyuz.ru/ — Колокольный звон. Радость благовествования. Беседа с диаконом Григорием Борисовым, студентом 4-го курса бакалавриата СПбДА, клириком храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.