ИКОНА С ЛОШАДКАМИ

Вот тут, бывает, не понимают люди – что такое благословение и зачем оно нужно. Сейчас я вам расскажу. Правда, и сам толком не понимаю, что же это было. Но все равно расскажу.

В 1992 году я стал директором Дома Культуры. Да-да, именно так. У меня и в трудовой книжке записано, прямо большими буквами – директор! Правда, никакого Дома Культуры на самом деле не было. А был небольшой клуб в деревне, от которой до ближайшего райцентра – тридцать верст проселочной дороги. Деревня называлась очень красиво – Богдановы Колодези. Она стояла на краю высокого обрыва поймы реки Жиздра. За рекой с обрыва виднелись бесконечные сине-зеленые волны дремучих лесов. По словам местных жителей, леса тянулись до самой Брянской области на сотни километров. Вот туда меня и распределили после окончания Колледжа Культуры. Сделали директором. И даже жилье обещали предоставить.

А мне директором клуба быть совсем не хотелось. Ну не тот у меня был тогда характер, чтобы окультуривать быт сельской молодежи. Которая, бывало, что на танцы и с обрезами могла прийти, не говоря уже о традиционном подшофе. А ведь именно эти самые их танцы мне и предстояло организовывать еженедельно. И ни за что в жизни не полез бы я в это дело, если бы не предоставляемое жилье. Дом с водопроводом, с канализацией, с отоплением от совхозной котельной… А у меня – жена беременная. А вокруг – СССР рушится и вообще непонятно – что будет в стране через месяц. Короче, съездил я туда пару раз. Побродил по клубу. Чувствую – ну не мое. С души прямо воротит. Что делать?

Поехал в Оптину Пустынь к отцу Сергию (Рыбко) за советом. Он меня выслушал, хмыкнул. И говорит:

— Ну чего… Первым делом – пригласи батюшку, пусть освятит этот твой клуб. Библиотека там есть?

— Есть, — говорю, — Как не быть…

— Посмотри, там стеллаж с атеистической литературой. Должен такой быть (в ту пору, действительно, они везде были). Все оттуда выбрось, а лучше – сожги. Взамен притащи все, что найдешь из православной литературы – свои книги отдай, у друзей попроси, в церкви. Я тоже тебе что-нибудь тут подберу.

Потом помолчал, и добавил:

— И молись, чтобы Господь послал тебе нормальную мужскую работу.

Молитвенник из меня, конечно, никакой. Но в тот раз, видимо, ну очень уж не хотелось мне везти беременную жену к границе брянских лесов. И потому молился я так усердно, что в очередной приезд выяснилось – обещанный мне дом внезапно отдали местному ветеринару. Ну и, слава Богу!

Я снова отправился в Оптину, рассказал все батюшке. Он:

— Вот видишь, как все Господь устраивает. Теперь выбери себе какое-нибудь ремесло, чтоб своими руками на хлеб зарабатывать. Когда определишься – приезжай, я тебя благословлю. Пока будешь учиться, как раз и жена родит. А у тебя к тому времени – глядишь, уже и профессия в руках.

Стал я думать, чему бы мне такому обучиться рукодельному. И решил выучиться на каменщика. Хорошее дело: всегда на свежем воздухе. А из «оборудования» всего-то и надо, что – мастерок, молоток, да отвес.

Ну, решить-то я решил. А вот куда пойти учиться работать – непонятно. В нашем городе строительные организации тогда дружно заморозили все свои объекты. Работающую стройку я нашел лишь за тридцать километров, в соседнем районе. Съездил, поговорил с начальником. Договорились – через день надо выходить на работу. А я ведь батюшке пообещал, что приеду за благословением. И так мне вдруг стало жаль этого последнего дня перед началом новой, непонятной, и честно говоря, пугающей работы.… Так неохота стало тратить его на поездку в Оптину…

В общем, никуда я тогда не поехал, решил лучше с женой побыть. И вот гуляем мы с ней по городу. На улице – осень поздняя. Холодный ветер лениво ворочает по земле остатки листвы. Ходим неспешно, разговариваем о том, о сем. И понимаем оба, что с завтрашнего дня такие прогулки для нас станут нечастой роскошью. Вдруг по пути – книжный магазин. Жена говорит:

— Давай зайдем.

Зашли. Ходим, рассматриваем книжки, альбомы. А в ту пору как раз только начинали издавать всякие календари-плакаты на церковную тему. Жена меня за рукав дергает:

— Смотри, какая икона на календаре красивая. Вся в лошадках.

Я глянул – и вправду, лошади на иконе. И два святых, но – тоже верхом на конях. Захотелось жене приятное сделать.

— Давай, — говорю, — купим этот календарь, раз уж глаз у тебя на него лег.

— Давай.

Купили. Принесли домой. Я с него икону срезал, аккуратно наклеил на лист картона. Икона для календаря сфотографирована древняя, надписи на ней непонятные. Разобрал лишь, что это – святые мученики Флор и Лавр.

И со следующего дня стал ездить на работу в соседний район – учиться класть кирпич. А на душе неспокойно: благословение-то не взял, как договаривались. Хотел потом съездить, да все не получалось как-то: то – работа, то ребенок родился, то одно, то другое…

Ну а после, уже весной – собрался, наконец. Приехал. А оказалось, что отец Сергий накануне перебрался из Оптиной в другой монастырь. Вот прямо – перед моим приездом. Что ты будешь делать? Так и остался я без его благословения.

Зато купил очередной том Житий Святых (Оптина как раз начала тогда их переиздание). Привез домой, посмотрел оглавление. А там – мученики Флор и Лавр. Ну-ка, ну-ка… И что ж там за кони у них были… Стал читать и обомлел. Знаете, что там было написано?

«Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии. По ремеслу братья были камнетесами. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим…»

То есть – именно в тот день, когда я решил профилонить и не ездить в Оптину за благословением к батюшке, Господь послал мне эту икону с изображением святых братьев-каменщиков…

Несколько месяцев спустя, я с мастерком в руках стоял на строительных лесах и выкладывал из кирпичей стены православного храма. Но это уже совсем другая история. А икона – вот она, красавица. «Чудо Флора и Лавра о конях».

Благословение мое, непрошенное.

Богом мне, дураку ленивому, данное на много лет трудовой жизни.

Автор:

ТКАЧЕНКО Александр

Источник:

http://foma.ru/

* * *

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ФЛОР И ЛАВР

День памяти:  18 августа

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.

По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан — родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

Иконописный сюжет «Чудо о Флоре и Лавре» возник на Руси XIV веке и неизвестен у других православных народов.

В едином золотом пространстве (фон на иконах с этим сюжетом всегда золотой или охристо-золотой) изображены Архангел Михаил в рост, лицом к молящимся; а по сторонам, вполоборота к нему — святые мученики Флор и Лавр. Ниже — два коня: черный и белый под нарядными седлами. Архангел Михаил вручает мученикам поводья этих коней. Под ними изображены скачущие на конях пастухи — святые мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, гонящие к водопою табун лошадей различной масти.

В центре изображения Архангел Михаил, стоящий на вершине горы. Он занимает это место как Архистратиг (т.е. предводитель) небесного воинства, поставленный Богом во главе Ангельской иерархии. Имя его в переводе с древнееврейского означает «кто как Бог». Архангел Михаил, исполняя веление Божие, низринул с Неба падшего денницу и ангелов его. Он научил людей после грехопадения и изгнания их из рая всему, что те должны были делать, трудясь для снискания хлеба насущного, — земледелию, скотоводству, ремеслам. Он же был учителем Моисея, которому на горе Синай передал скрижали закона. Архангел Михаил был покровителем богоизбранного народа. Во время исхода евреев из Египта он был их предводителем; через него явилась сила Божия, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архангел Михаил защищал народ израильский во всех бедствиях. Сила его явилась во взятии Иерихона, в уничтожении ста восьмидесяти пяти тысяч воинов Ассирийского царя, в поражении Илиодора — военачальника царя Антиоха, гонителя народа израильского. С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами на Руси. Как уже говорилось, на Русь с Балкан пришло предание о том, что Архангел Михаил научил братьев Флора и Лавра управлять лошадьми.

Изображенные на иконе погонщики табуна разноцветных лошадей — святые мученики, родные братья — близнецы Спевсипп, Мелевсипп и Елевсипп жили во II веке в Каппадокии (память их совершается 16 (29) января). Их имена переводятся так: Спевсипп означает «ускоряющий бег коня», Елевсипп — «гонящий коня», Мелевсипп — «ухаживающий за конем». Братья были конюхами при храме языческой богини судьбы Немезиды. Их обратили ко Христу их бабка святая Леонилла и святой пресвитер Венигн. Братья приняли святое Крещение и сокрушили идолов. Язычники воспылали к ним лютой злобой, отовсюду собрались начальники и стали допрашивать святых братьев.

Спевсипп, Елевсипп и Мелесипп исповедали Христа перед судьями и отказались принести жертву языческим богам. Их связали по рукам и ногам, повесили на дереве и растянули так крепко, что их кости стали выходить из суставов, затем бросили связанными в костер, но они остались невредимыми, подобно трем отрокам в вавилонской печи, и славили Бога. Когда огонь погас, братья сказали мучителям: «Нам дана власть перейти ко Христу Богу нашему только тогда, когда захотим мы сами, но мы решили еще посмеяться в этой жизни над вашим безумием, хотя все-таки не замедлим явиться на небесный пир». Наконец трое братьев преклонили свои колена и, помолившись, предали Богу свои святые души. Тела их были погребены неподалеку от города, где впоследствии в их честь воздвигли храм, в котором совершались многие чудеса и исцеления.

На иконе эта группа трех святых мучеников-всадников как бы принимает благодать из Горнего мира для служения на земле. Скачущие кони — символ подверженного переменам мира, живущего по законам времени. Но нет разделения и здесь. Един мир Божий. Бичи, которыми размахивают всадники, касаются концами своими одеяния Архангела Михаила, ибо из Горнего мира черпается сила, которая помогает повелевать конями. Молитвенно предстоящие Архангелу Михаилу мученики не отличаются от Архангела ростом (деталь — существенная для иконописного языка). Руки святых братьев — как бы продолжение рук Архангела, линии их рук образуют чашу, символизирующую принятие Божественной благодати. Крылья Архангела обнимают мир, образуя иную чашу — символ излияния благодати из Горних высот на землю. Кони — символ дня и ночи, знаменуют бег времени. Их контур становится на иконе продолжением архангельских крыльев — тем самым вся земля, и пространство, и время, входит в общение с Горним миром.

От земли идет встречное движение ввысь — вершины тех гор, основания которых находятся на земле, пребывают в Горнем мире. Фигуры Архангела и мучеников написаны так, что создается впечатление нематериальности, полного отсутствия земной тяжести. Они не стоят на вершинах гор, а парят над ними. Обратная перспектива сближает фигуры. Трое — святой Архангел, водитель небесного воинства, и двое мучеников символизируют единство Ангельского мира и святых человеков. На иконе они как будто ведут безмолвную беседу. Цвета одеяний (красный и зеленый), золотой (охристо-золотой) фон иконы подчеркивают единство и гармонию мира, в котором творится правда Божия, и каждая его сущность включена в общение с Богом. Красный — цвет Божественной любви, цвет крови, пролитой Сыном Божиим ради спасения мира, цвет мучеников, пострадавших ради Христа и исполнения правды Божией. Зеленый цвет — цвет жизни растительного царства на земле и цвет надежды на спасение падшего мира. Недаром рядом со святыми мы видим изображение зеленеющих деревьев, тянущихся ввысь. Сияющее золото фона означает Божественную силу, победу Царства Славы.

Белые и черные кони изображены на иконе в динамике и, одновременно, в покое (удивительно, как умели древние иконописцы передать движение и покой одновременно!). Эта динамика повествует об устремленности всего земного, временного к небесному, где все начинающееся находит завершенность в покое вечности. Движение коней — приобщение к вечности, а также символ труждения человека во вселенной до тех пор, пока продолжается «бег времени».

http://www.floralavra.ru/

http://days.pravoslavie.ru/