ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ О БОЛЕЗНЯХ

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ О БОЛЕЗНЯХ

исцеление расслабленного      Почему мы болеем? Что лежит в основе нашей спо­собности оставаться здоровыми тогда, когда возмож­ность заболеть резко возрастает? В чем наше высшее предназначение и как влияет болезнь на наш духовный рост?

Ответы на эти вопросы неоднозначны. Только забо­той о физическом здоровье здесь не обойтись. И все чаще встает вопрос о здоровье духовном.

Страдание — разлад жизни. Значит, жизнь идет не так, как хотел бы Давший ее? Нужно из Библии узнать ответ, как появились первое страдание и болезнь.

Все страдания и болезни суть следствия нашей гре­ховности, унаследованной от Адама и Евы. Иногда они явно служат наказаниями нам за наши вполне опреде­ленные грехи.

Наши грехи служат как бы неким серым фоном на­шей жизни, который временами сгущается до черного, а временами рассеивается. Точно так же боль и страда­ние сопровождают человека вдоль всей его жизни.

Болезни тела могут оказать благотворное действие на душу. Они слегка задерживают нас в жизненном по­токе от суеты, заставляют вспомнить о грехе, о смерти и о посмертном воздаянии. Они смиряют человека пе­ред неизбежной вечностью. Иногда они разрушают наши греховные намерения и планы. Еще чаще они гроз­но колеблют веру человека в себя и в свои силы, побуж­дают его вспомнить о Боге и помолиться Ему.

Болезни располагают наше сердце к сочувствию и милосердию. Испытав, что такое боль, что такое дли­тельное болезненное состояние, мы легче можем по­нять боль чужую. Нестрадавший не представляет себе, насколько порой нужно страждущему слово утешения. А испытанный страданием (болезнью) может помочь и облегчить чужое страдание. Так и апостол заповедует нам: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Тал. 6,2).

Ту мудрость и смирение, которые подаются нам в болезнях, спешите приобрести, не прибегая к помощи болезней! Грехи же врачуются скорбями и покаянием. Достойно кающийся человек сильно скорбит о грехах своих, а также берется за богоугодные дела, чтобы по возможности загладить последствия грехов. Таким тру­дом и скорбью греховная нечистота смывается с души.

Поболев душою и потрудившись телом ради остав­ления согрешений, приходим мы на исповедь, ще осо­бо просим у Господа прощения. Совершается особое Божественное таинство. В меру нашей веры и покая­ния подается нам от Господа прощение. Мы можем за­метить его по облегчению совести, по укреплению сво­ей решимости больше не возвращаться ко греху. Если хорошо каемся, то и спустя долгое время после испове­ди не гаснет, а усиливается в нас эта решимость бороться против искушений. Во многих случаях кающиеся и молящиеся во время болезни, принимая церковные Та­инства исповеди, соборования и причащения, получа­ют и телесные облегчения и даже полное исцеление. Во всех молитвах на такие случаи Святая Церковь про­сит в первую очередь прощения грехов болящего, и лишь затем — телесного исцеления. Первое служит ус­ловием второго, а второе — видимым знаком первого.

Раньше, когда человек приходил к врачу, врач его спрашивал: «Когда вы в последний раз причащались?» и направлял его к священнику на причастие. Сейчас православных христиан вокруг нас довольно мало, и редко когда православный больной попадает к право­славному врачу. Неверующий врач не может дать тако­го совета, это очевидно. Вообще же призывать к испо­веди и причастию — это значит взывать к совести. При­чащение нельзя прописать, как прописывают миксту­ру. Потому что в причащении христианин ищет прежде всего Небесного, а не земного, он соединяется с Самим Христом — Источником всякого блага.

За грехи молодости Бог может наказать родителей уродливыми детьми, причем не только телесно, но и нравственно уродливыми. А это ужасная скорбь на всю жизнь! Страшно, но это так. Это грозное предупрежде­ние нам: наши грехи, наши самовольные злые опыты над собственной душой могут ударить нас непрямо, а через наших детей. Ведь если мы дороги Господу и сами по себе вразумляться не можем, то есть надежда, что хотя бы через боль своего ребенка вразумимся.

Страдающий человек, измученный болезнью, при­том посланной не за какие-то его личные грехи, а полу­ченной с детства, — такой всякое слово о Небесных бла­гах понимает быстрее и усваивает глубже, чем человек здоровый и счастливый. Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нуж­нее для спасения, чем здоровье.

Статистика свидетельствует о том, что мы как на­ция нездоровы        свидетельствует еще резче: русские…люди вымирают как нация. Вопрос всем нам: отчего так? И другой вопрос: за что так? Отчего? Очень про­сто: от пьянства, блуда, от нежелания рожать и воспи­тывать детей, от экологической обстановки, от беднос­ти и болезней, от частых самоубийств. Оттого, что весь западный и весь мусульманский мир мечтает сократить наше население и трудится для этого не покладая рук. Всем нужны наши богатства и просторы, всем мешают те, кто еще занимает эту землю. Но это только внешние, легко видимые причины. Всем этим бедам можно было бы противостоять, если было бы твердое осознанное желание и воля к борьбе. Почему этого нет? Ответ не­сложен: отвернувшись от Бога, потеряли высокую жиз­ненную цель, которую только и давала христианская вера. А сами по себе и сами для себя жить не умеем, да и не стремимся. Очень многие наши люди теперь про­сто не знают, зачем они живут. Как же можно сохра­ниться народу, не видящему смысла своего существо­вания?

Можно сказать, что болезнь дается человеку как пре­дупреждение о неправильном образе жизни.

Болезнь часто заставляет нас задуматься, как мы живем и в чем смысл нашего бытия.

Если учесть, что человек троичен (тело — Душа — Дух), то не учитывать это сегодня, особенно в медици­не, — преступно! Медицина должна врачевать не только да таких слов будет хотя бы на один процент больше, в человеческом обществе, возможно, станет меньше са­моубийств, меньше людей, находящихся в депрессии, меньше болезней.

Разрушительные наводнения и штормы есть не что иное, как выброс водой негативной информации, полу­ченной от людей в результате нашей деятельности. Аг­рессия, злоба, войны, зависть не проходят для челове­чества бесследно. Любые региональные войны отража­ются на всех нас. А вся беда в том, что мы позабыли о Боге, о Душе!

Часто мы даже не задумываемся, насколько «какие- то незначительные мелочи» влияют на жизнь всего на­шего общества.

Заботясь о внешнем, мы забываем о самом драго­ценном, что есть в каждом из нас, — о нашей Душе. Как же далеко мы ушли по пути в никуда — полную внут­реннюю пустоту. Впрочем, в эпоху развитого социализ­ма существование души не признавалось.

И пока мы не научимся быть в гармонии с окружа­ющим миром, пока мы не научимся любить и беречь свою землю, пока мы не научимся любить и беречь друг друга, мы будем «хлебать полным ртом» одну проблему за другой, одну болезнь за другой. И каж­дый раз эти проблемы будут все сложнее, а болезни — все безнадежнее. Мы несем ответственность за то, что с нами происходит.

Официальная медицина оказалась бессильна перед многими серьезными болезнями. Более того, человече­ство, не успев избавиться от проблем рака, получило СПИД, не успев избавиться ни от того, ни от другого, получило SARS. Вирусы, одни страшнее других, бук­вально преследуют человека по пятам.

Вот интересные данные, появившиеся в американс­кой печати. В 1973 году, когда врачи в Израиле бастова­ли в течение месяца и количество госпитализирован­ных больных сократилось на 85 процентов, смертность в стране понизилась вдвое, достигнув самого низкого за время существования государства уровня. При ана­логичной забастовке в Америке, в округе Лос-Анджелес в 1976 году смертность также упала на 20 процен­тов. Создается впечатление, что люди выживают не бла­годаря, а вопреки усилиям медиков. И оказалось, что старый анекдот: «Ну, что — лечить будем, или пусть живет?» — не так далек от истины.

Обращаясь к экстрасенсам, «бабкам», «целителям», мы этим самым совершаем тяжкое преступление про­тив Закона Божия. Мы сами выводим себя из Тела Хри­стова, отлучаем от Церкви, становимся чуждыми Богу, гасим в себе последний огонек веры; ибо, веруя «цели­телям», мы отдаем себя в их власть, не задумываясь, какова природа этой власти. Сказано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10). Кроме случаев чудесного Божественного вмешатель­ства, любые исцеления всегда происходят за счет здо­ровья души, повреждая ее.

Неужели цель оправдывает средства? Разве для здо­ровья тела можно убивать душу? Если душа дороже всего видимого мира, то тем более она драгоценнее вре­менного здоровья! Что вредно для души, не может быть полезным и телу. Немного перефразируем известную древнюю по­говорку: «Нездоровый дух и тело делает нездоровым».

Какова бы ни была причина посылаемых нам стра­даний, все они неизменно служат нам на пользу — спа­сению нашей души, к прощению наших грехов, а при невинности христианина — к получению за страдание венца в Царстве Небесном. Если кто не переносит до­сад, не узрит и славы. Разве не знаешь, что «многи скор­би праведным» (Пс. 33, 20) и ими они испытываются, как золото огнем? Поэтому, если мы праведны, то бу­дем испытаны скорбями; если же, напротив, грешны, то потерпим скорби, как достойные того, ибо «от тер­пения опытность» (Рим. 5,4). Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16,33).

Душа человека, не пострадавшего, не испытавшего ни бурь, ни волнений и борьбы, часто сама покрывает­ся корой суетности, пошлости, самодовольства, перед ней появляется опасность погрузиться в состояние инер­ции и мертвенного покоя. В повседневных примерах мы можем видеть, как часто люди, ничего не испытав­шие, не могут понять переживаний других людей, яв­ляются безразличными к их страданиям, как часто те­ряется перед ними идея высшей цели и смысла жизни и они погружаются в тину мелочей.

Более того, святые и праведники достигли того, что, понимая благодетельное значение скорбей для души человеческой, они переживали их не только благодуш­но, без ропота и смущения, но и с радостью. Однако, мы всегда должны помнить, что благодушное перене­сение страданий, возможное лишь с помощью Божией, есть дар христианина от Бога. По существу, несчас­тье для человека составляет не болезнь, а причина ее — болезнь души: страсти и грех, которые и лежат в осно­ве болезни. Все наши болезни суть наказание Божие за грехи. Болезнь есть как бы напоминание нам от Госпо­да о нашей более страшной беде — поражении грехом нашей души. Отсюда, для излечения болезни нужно прежде всего покаяние. Господь, прежде чем исцелить расслабленного, простил его грехи.

Однако болезнь и немощь — удел не только больших грешников. Более того — слабое, болезненное состоя­ние тела типично для носителей высокого Духа. Гос­подь сказал апостолу Павлу: «Сила Моя совершается в немощи», и апостол Павел говорит о себе: «… Я благо­душествую в немощах, обидах, нуждах, гонениях, в при­теснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда си­лен» (Кор. 12,9-10). Святые Отцы считают вообще упи­танность тела и избыток в нем физической силы пре­пятствием духовной жизни; на этом строится необхо­димость суровых аскетических подвигов для тех, кто хочет жить жизнью Духа и имеет слишком здоровое тело.

Следует упомянуть также о том, что святые Отцы предлагают освящать принимаемое лекарство (как и все, чем пользуется христианин).

 

                                                                  ТУГАЙ Олег Николаевич,                                                                  кандидат психологических наук

(статья опубликована по материалом журнала «Столп Православия», Могилёвской епархии, Белорусского экзархата, Русской Православной Церкви , Московского патриархата. №2 (8) 2005 г.)

Добавить комментарий