ВРАЧЕБНОЕ ИСКУССТВО

ВРАЧЕБНОЕ ИСКУССТВО

7

«Се чадо, Христос неви­димо стоит , приемля испо­ведание твое… Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отидеши».

Каждый раз такими сло­вами наставляет священник пришедшего на Таинство покаяния христианина. Но не всеми эти слова воспринимаются на слух должным об­разом или им не придается значение, ибо сразу же на исповеди часто приходится слышать от страждущего те­лесным недугом: «Батюшка, а можно перед причастием пить лекарство, врач назначил принимать натощак?» Или приходится слышать такое: «Я сегодня ничего не ела, вы­пила только лекарства, благословите на причастие».

И перед священником встает вопрос, как быть, чтобы не погубить душу. Христианин не осознал и не принял Господа, как Врача души и тела, исцеляющего всячес­кую немощь; Церковь — как врачебницу, больницу, в ко­торой исцеляются больные от греха. Ведь Церковь преж­де всего предназначена очищать человека и исцелять. Это исцеление и освящение происходит благодатью Божией в таинствах Церкви, в первую очередь исповеди/покая­ния) и причащения. Почему же сомнения, страх обостре­ния болезни и ухудшения самочувствия перед приняти­ем Святых Таин Христовых превалирует в разуме чело­века и подвигает его хвататься за лекарство? У одних при­чина этого — маловерие, страх перед болезнью, не при­нятие на веру Слова Божия, что без Его воли и волос с головы не упадет, у других — пристрастие к лечению ле­карствами и стремление быстро улучшить самочувствие или поддержать таковое лекарственными препаратами, нежелание потерпеть дискомфорт, недуг.

Христианство зачастую людьми воспринимается од­носторонне, как институт нравственного воспитания, культуры, традиций, обычаев и народного благочестия. И как следствие этого — отсутствие любви к Богу, мало­верие, отсутствие сокрушения сердца о своем грехопа­дении и, следовательно искреннего покаяния. «Грешен во всем, каюсь», — чаще всего слышишь в таком случае, а то еще и хуже того: «Грешен, как все, все мы грешны пред Богом». Не получив ожидаемого исцеления от не­дуга после исповеди и причащения, человек уже не стре­мится получить врачевание и исцеление у Бога, а ищет его в миру у врачей, «целителей» за любые деньги и лю­быми средствами. Не хотелось, чтобы у кого-то сложи­лось впечатление, что мною игнорируются медицинские средства. Нет, они нужны для лечения, а при некоторых заболеваниях бывают необходимыми, но, прибегая к ним, надо помнить Небесного Врача и прежде всего искать, ожидать помощи от Него и отвечать на Его любовь к нам взаимностью. «Если в болезнях — прежде врачей и ле­карств пользуйся молитвою», — наставляет Нил Синайс­кий. Насколько верим Ему, насколько надеемся на Него, насколько любим Его — настолько и имеем (если и не больше, чем заслуживаем!). И не надо ждать от Господа сиюми­нутного чуда исцеления, особенно когда нет истинного сми­рения в соблюдении заповедей Божиих и правил Церкви. Господь, как врач и сердцеведец наш, знает, когда нам по­слать исцеление или облегчение в телесной скорби. Одер­жимые своими мирскими страстями и желаниями, мы не­правильно относимся к болезни. Не благодарим Господа за недуг, а стремимся поскорее от него избавиться. А ведь свя­тые отцы правильно разумели телесные скорби. Преподоб­ный Серафим Саровский наставлял: « Кто переносит бо­лезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более». «О болезнь, горькое, но здо­ровое лекарство! Как соль гнилость мяса или рыбы отвра­щает и не попускает зарождаться червям в них, так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного и не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас», — писал святитель Тихон Задонский.

Старец Паисий, когда его спрашивали, признает ли он медицину, отвечал, что он не отвергает лечение лекарства­ми, но заметил, что сам он, когда понял, что, принимая ле­карства и избавляясь от одной проблемы, приобретаешь другие, отказался от приема медикаментов. Не призываю вас последовать его примеру, ибо надо стяжать прежде сми­рение, подобное тому, которое было у старца. Но, прини­мая лекарство, христианин должен помнить, что всякая таб­летка — это яд, ибо что-то будет устранять, а чему-то вре­дить. Христианин должен помнить Отца своего Небесно­го, Творца и истинного Врача. И, даже принимая медицин­ский препарат, нужно помнить, что молитва и благодаре­ние Богу должно предшествовать лечению. Господь милу­ет, и яд не вредит. Пишу так по убеждению и опыту, наблю­дая за прихожанами, страдающими инсулинозависимой формой диабета, сердечной недостаточностью, ишемичес­кой болезнью сердца и другими тяжелыми недугами. Раду­юсь за них и славлю Господа, ибо многие их знакомые по болезни, так и не приобщившись Святых Таинств, давно оставили этот мир по причине осложнения заболевания или неэффективности лечения у них. Но приходится в жизни христиан сталкиваться и с другой крайностью, когда миря­нин начинает отказываться от лечения заболевания, подда­ющегося врачеванию, уповая на исцеление только от Бога. Здесь надо быть благоразумным, ибо на такие «подвиги» веры христианина может подвигнуть и диавол, дабы преж­девременно загубить тело и душу, посеяв вначале самомне­ние, тщеславие, гордыню, а затем недоверие Церкви (ибо такое самомнение не будет одобряться), уныние и даже от­чаяние, а с ним и духовную смерть. Вот почему вновь при­вожу слова святителя Василия Великого: «Не уповай на вра­чебное искусство без благодати и не отвергай по упорству своему».

Христианин! Пользуйся той благодатью Божией, даро­ванной тебе в таинствах Церкви, где пребывает истинный Врач Господь Иисус Христос. Ему честь и слава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Врач-терапевт, священник Александр ВАСЮКЕВИЧ,

г.Минск

(статья опубликована по материалом журнала «Столп Православия», Могилёвской епархии, Белорусского экзархата, Русской Православной Церкви , Московского патриархата. №3 (9) 2005 г.)

Добавить комментарий