ВРАЧЕБНОЕ ИСКУССТВО
«Се чадо, Христос невидимо стоит , приемля исповедание твое… Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отидеши».
Каждый раз такими словами наставляет священник пришедшего на Таинство покаяния христианина. Но не всеми эти слова воспринимаются на слух должным образом или им не придается значение, ибо сразу же на исповеди часто приходится слышать от страждущего телесным недугом: «Батюшка, а можно перед причастием пить лекарство, врач назначил принимать натощак?» Или приходится слышать такое: «Я сегодня ничего не ела, выпила только лекарства, благословите на причастие».
И перед священником встает вопрос, как быть, чтобы не погубить душу. Христианин не осознал и не принял Господа, как Врача души и тела, исцеляющего всяческую немощь; Церковь — как врачебницу, больницу, в которой исцеляются больные от греха. Ведь Церковь прежде всего предназначена очищать человека и исцелять. Это исцеление и освящение происходит благодатью Божией в таинствах Церкви, в первую очередь исповеди/покаяния) и причащения. Почему же сомнения, страх обострения болезни и ухудшения самочувствия перед принятием Святых Таин Христовых превалирует в разуме человека и подвигает его хвататься за лекарство? У одних причина этого — маловерие, страх перед болезнью, не принятие на веру Слова Божия, что без Его воли и волос с головы не упадет, у других — пристрастие к лечению лекарствами и стремление быстро улучшить самочувствие или поддержать таковое лекарственными препаратами, нежелание потерпеть дискомфорт, недуг.
Христианство зачастую людьми воспринимается односторонне, как институт нравственного воспитания, культуры, традиций, обычаев и народного благочестия. И как следствие этого — отсутствие любви к Богу, маловерие, отсутствие сокрушения сердца о своем грехопадении и, следовательно искреннего покаяния. «Грешен во всем, каюсь», — чаще всего слышишь в таком случае, а то еще и хуже того: «Грешен, как все, все мы грешны пред Богом». Не получив ожидаемого исцеления от недуга после исповеди и причащения, человек уже не стремится получить врачевание и исцеление у Бога, а ищет его в миру у врачей, «целителей» за любые деньги и любыми средствами. Не хотелось, чтобы у кого-то сложилось впечатление, что мною игнорируются медицинские средства. Нет, они нужны для лечения, а при некоторых заболеваниях бывают необходимыми, но, прибегая к ним, надо помнить Небесного Врача и прежде всего искать, ожидать помощи от Него и отвечать на Его любовь к нам взаимностью. «Если в болезнях — прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою», — наставляет Нил Синайский. Насколько верим Ему, насколько надеемся на Него, насколько любим Его — настолько и имеем (если и не больше, чем заслуживаем!). И не надо ждать от Господа сиюминутного чуда исцеления, особенно когда нет истинного смирения в соблюдении заповедей Божиих и правил Церкви. Господь, как врач и сердцеведец наш, знает, когда нам послать исцеление или облегчение в телесной скорби. Одержимые своими мирскими страстями и желаниями, мы неправильно относимся к болезни. Не благодарим Господа за недуг, а стремимся поскорее от него избавиться. А ведь святые отцы правильно разумели телесные скорби. Преподобный Серафим Саровский наставлял: « Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более». «О болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль гнилость мяса или рыбы отвращает и не попускает зарождаться червям в них, так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного и не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас», — писал святитель Тихон Задонский.
Старец Паисий, когда его спрашивали, признает ли он медицину, отвечал, что он не отвергает лечение лекарствами, но заметил, что сам он, когда понял, что, принимая лекарства и избавляясь от одной проблемы, приобретаешь другие, отказался от приема медикаментов. Не призываю вас последовать его примеру, ибо надо стяжать прежде смирение, подобное тому, которое было у старца. Но, принимая лекарство, христианин должен помнить, что всякая таблетка — это яд, ибо что-то будет устранять, а чему-то вредить. Христианин должен помнить Отца своего Небесного, Творца и истинного Врача. И, даже принимая медицинский препарат, нужно помнить, что молитва и благодарение Богу должно предшествовать лечению. Господь милует, и яд не вредит. Пишу так по убеждению и опыту, наблюдая за прихожанами, страдающими инсулинозависимой формой диабета, сердечной недостаточностью, ишемической болезнью сердца и другими тяжелыми недугами. Радуюсь за них и славлю Господа, ибо многие их знакомые по болезни, так и не приобщившись Святых Таинств, давно оставили этот мир по причине осложнения заболевания или неэффективности лечения у них. Но приходится в жизни христиан сталкиваться и с другой крайностью, когда мирянин начинает отказываться от лечения заболевания, поддающегося врачеванию, уповая на исцеление только от Бога. Здесь надо быть благоразумным, ибо на такие «подвиги» веры христианина может подвигнуть и диавол, дабы преждевременно загубить тело и душу, посеяв вначале самомнение, тщеславие, гордыню, а затем недоверие Церкви (ибо такое самомнение не будет одобряться), уныние и даже отчаяние, а с ним и духовную смерть. Вот почему вновь привожу слова святителя Василия Великого: «Не уповай на врачебное искусство без благодати и не отвергай по упорству своему».
Христианин! Пользуйся той благодатью Божией, дарованной тебе в таинствах Церкви, где пребывает истинный Врач Господь Иисус Христос. Ему честь и слава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Врач-терапевт, священник Александр ВАСЮКЕВИЧ,
г.Минск
(статья опубликована по материалом журнала «Столп Православия», Могилёвской епархии, Белорусского экзархата, Русской Православной Церкви , Московского патриархата. №3 (9) 2005 г.)