Когда ребёнок маленький, он не делает никакой работы. О его пище, одежде и тому подобном заботятся родители. Родители помогают ребёнку от любви. Ребёнок не работает — он может выполнить лишь небольшое поручение по дому. Но разве эта работа может сравниться с тем трудом или затратами, которые делают ради него родители? Если, став взрослым, ребёнок не понимает, что дали ему его родители, то это очень большая неблагодарность.
Раньше родители наказывали ребёнка телесно, и он принимал телесные наказания без помыслов [обиды]. Часто он даже не понимал, за что его били. Но сегодняшние дети — это одно сплошное «зачем и за что?». Одно сплошное пререкание. У них нет простоты. Все происходящее они подвергают суду и оценке. Однако Божественная Благодать подобным образом не приходит.
Если ребёнок не чувствует своего отца отцом и не принимает отцовского наказания, то он — ребёнок незаконный [1]. Некоторые дети, стоит лишь родителям сделать им маленькое замечание, сразу начинают угрожать: «Я вскрою себе вены!» И что остаётся делать родителям? Они уступают, а в конечном итоге дети портятся и гибнут.
Ребёнок должен понять, что если иной раз родители и дают ему подзатыльник, то делают это не по злобе, но по любви — для того чтобы он исправился, стал лучше и впоследствии радовался. Мы, будучи маленькими, принимали все: и родительскую ласку, и родительские оплеухи, и родительские поцелуи. Мы понимали, что все это родители делали для нашего блага.
Мы имели к [нашим родителям] большое доверие. Иногда бывало и такое: в чем-то был виноват один брат, а мать ругала другого, потому что она не успевала провести «судебное разбирательство». Однако виновный, видя, что из-за него досталось другому — невиноватому, признавался в своей вине, потому что его обличала совесть. И таким образом виновный брат или сестра получали оправдание.
В семье младшие должны иметь уважение и к родителям, и к старшим [братьям и сестрам]. Младшие должны чувствовать уважение, подчинение и благодарность старшему необходимостью. Старшие, в свою очередь, должны питать к младшим любовь, помогать и защищать их. Когда младший уважает старшего, а старший любит младшего, то создаётся прекрасная семейная атмосфера. Мой отец говорил нам: «Оказывайте послушание вашему старшему брату». Мы знали, что отец любит нас всех, и вели себя с ним очень свободно. А вот старшему брату, не находя в нем отцовской любви, мы оказывали большее послушание [2].
Когда супруги уважают друг друга, а дети уважают родителей, то жизнь в семье идет ровно, подобно часам. В такой семье старший сын никогда не скажет матери что-то наподобие «гляди-ка, мать, чтобы ты больше такого не делала» или «почему ты сделала всё шиворот-навыворот?» Но в такой семье и отец не разговаривает с матерью подобным тоном. Взрослый может шутить с ребёнком, чтобы его порадовать, но ребёнок, чувствуя радость от шуток взрослого, не должен вести себя с ним бесцеремонно и фамильярно.
Когда я был в монастыре Стомион и иногда спускался из монастыря в город за покупками, один малыш, дом которого стоял прямо на дороге, подбегал ко мне, лишь завидев меня, и я целовал ему ручку. Потом он привык к этому и, подбегая ко мне, сам протягивал свою ручку для того, чтобы я её поцеловал! Я делал то, что он хотел. Но потом его родители попросили: «Отче, не надо целовать ему руку, потому что он бегает за батюшками, протягивает им свою ручку для поцелуя, а если они этого не делают, начинает реветь».
_____________________________________________________________________
1) Ср. Евр. 12, 6–11.
2) У Старца Паисия было семь братьев и сестёр.