В конце восемнадцатого века во Франции возникла теория мифологического происхождения христианства. Выдвинута эта теория людьми, не являвшимися историками: путешественником – публицистом Константеном Вольнеем и математиком Шарлем Дюпюи. Она заключалась в том, что Иисуса Христа авторы причислили к одному из астральных божеств. Теория не была воспринята всерьез в научных кругах и на время забыта. Однако через полвека она была возрождена немецким философом Бруно Бауэром, который объявил Христа вымышленной личностью, собирательным образом идеала человека, а христианство — плодом человеческих измышлений, не имеющих под собой никаких исторических фактов. Все исторические свидетельства 1- 2 веков были объявлены более поздними фальсификациями. Это утверждение основывалось на расхождении двух рукописей текста свидетельства Иосифа Флавия, однако позже было найдено еще три рукописи этого текста, что позволило объяснить эти расхождения отсутствием некоторых страниц в ранних вариантах рукописи.
Начиная с конца первого века н.э., мы находим ряд свидетельств, которые напрямую сообщают нам о Христе, о некоторых моментах Его земной жизни, о христианах. Написаны они отнюдь не христианами, как утверждалось, но людьми, скорее, враждебными христианству — языческими и иудейскими учеными и государственными деятелями. Подлинность документов научно подтверждена. Свидетельства эти находятся в полном согласии с тем, что мы читаем в Священном Писании Нового Завета.
Одним из самых ранних письменных свидетельств является свидетельство Плиния Младшего. Плиний Младший был известным политическим деятелем при императоре Траяне, которого император назначил правителем Вифинии, римской провинции на северо-западе Малой Азии. По прибытии в Вифинию, он обнаружил там широкое распространение христианства. Как ставленник императора Траяна, Плиний начинает многочисленные судебные разбирательства в отношении христиан, но будучи неопытным в деле судов над христианами, он пишет письмо Траяну, где просит определить критерии, по которым ему следует судить христиан. Письмо это дошло до нашего времени:
«Плиний императору Траяну.
…Я никогда не присутствовал на следствиях по делу о христианах: поэтому я не знаю, чем и в какой степени их следует наказать или как вести дознание. Я очень колебался, надо ли, вынося приговор, делать разницу между возрастами или же ничем не отличать нежный возраст от людей взрослых, прощать ли раскаявшихся, или же человеку, который был христианином, отречение не идет в пользу, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, связанного с именем. Пока что с теми, кого приводили ко мне в качестве христиан, я придерживался такого образа действий. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал второй раз и третий, угрожая им казнью, упорствующих велел уводить на казнь. Я не сомневался, что какова бы не была сущность их признания, их следовало, конечно, наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были же и такие безумцы, которых я, как римских граждан, решил отправить в Рим. Вскоре, в ходе самого разбирательства, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше и больше, и появились многочисленные виды их. Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они являются христианами или были ими, я решил отпустить, когда они вслед за мной призвали богов, совершили пред изображением твоим, которое я велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того обругали Христа: настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Другие, названные доносчиком, сказали, что они христиане, а затем отказались от этого, сказав, что они были христианами, а затем отпали, некоторые за три года, другие за много лет назад, некоторые за двадцать. Все они почитали и твое изображение, и статуи богов, и обругали Христа. Они утверждали, что вся их вина ил заблуждение состояли в том, что они, обычно по определенным дням, собирались до рассвета’, воспевали, чередуясь, Христа как Бога, и клятвенно обязывались не преступление совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся прислужницами, и не обнаружил ничего, кроме безмерного, уродливого суеверия, поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие числа тех, над кем нависла эта угроза: множество людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов идут и будут идти на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но кажется, ее можно остановить и помочь делу. Достоверно установлено, что покинутые храмы опять начали посещаться, торжественные службы, давно оставленные, восстановлены и корм для жертвенных животных, на которых до сих пор едва-едва находился покупатель теперь опять распродаются. Из этого легко заключить, какое скопище людей можно исправить, если дать место раскаянию».
Эти строки являются источником не только прямого подтверждения Иисуса Христа как исторической Личности, но и ряд подробностей о духовном состоянии первых христиан. О мучениках, шедших на суд и казнь, невзирая на пол, возраст и классовую принадлежность, и отпавших, о тайных доносчиках и клеветниках на последователей Христа. О давности распространения христианства в Вифинии говорит тот факт, что языческие храмы были заброшены, продажа жертвенных животных была практически остановлена; а об отпавших говорится, что некоторые отпали двадцать лет назад.
Знаменитый римский историк Корнелий Тацит, живший при императоре Нероне, в своем труде «Анналы», описывая пожар Рима в 64 году, не только подтверждает существование Христа, как исторической Личности, но и указывает на тот период времени, при котором Он был распят (при императоре Тиберии и прокураторе Понтии Пилате). С нескрываемой неприязнью он пишет о христианстве, называя его «зловредным суеверием» и «пагубой». Он также, как и Плиний Младший пишет об «огромном множестве» христиан, пострадавших при Нероне, который обвинил христиан в поджоге Рима и начал гонения на «тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев».
Римский писатель Гай Светоний Транквилл, составитель «Жизнеописания двенадцати цезарей», в своем труде сообщает о факте высылки императором Клавдием в 39 году иудеев, «постоянно волнуемых Хрестом», из Рима. Это событие мы находим в книге Деяний святых Апостолов: «После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, пришел к ним» (Деян.18:1,2). Искажение Имени Христа в тексте связано с особенностями передачи греческих слов в латинской речи, о чем пишет советский филолог И. М. Тронский.
Сатирик Лукиан Самосатский в своей книге «О смерти Перегрина» о Христе и христианах пишет следующее: «Первый их законодатель вселил в них убеждение, что они братья друг другу, после того как отрекутся от эллинских богов и станут поклоняться своему распятому софисту и жить по его законам». Современник Лукиана Самосатского Цельс пишет о Христе в своей книге, направленной против христиан, под названием «Истинное слово» буквально следующее: «Совсем недавно проповедовал он это учение, и христиане признали его Сыном Божьим».
Иудейский историк Иосиф Флавий в труде «Иудейские древности» упоминает Иоанна Крестителя, пишет о казни Апостола Иакова, называя его «братом Иисуса, так называемого Христа». О Христе он пишет так: «В это время жил Иисус муж мудрый, которого едва можно назвать человеком, потому, что он совершал дела, учитель таких людей, которые принимали истину с радостью. Он привлекал к Себе многих исследователей, как из иудеев, так и из греков. Он был Христос. И после того, как Пилат, по доносу знатнейших наших мужей, присудил Его к крестной смерти, однако не оставили Его те, которые и прежде Его любили. Он опять явился им живой в третий день, как пророки Божии предсказывали об этих и многих других, относящихся к Нему делах. И до сего дня не исчез род христиан, названных так по Его имени». Однако свидетельство об Иисусе Христе вызвало сомнения у Оригена. Дело в том, что в тексте Иисус назван Христом, Мессией. Иосиф Флавий не был христианином, на основании чего Ориген сделал вывод, что Иосиф Флавий не мог назвать Христа Мессией, следовательно, этих строк изначально не было; они были добавлены христианином-переписчиком. Позже была найдена рукопись арабского историка 10 века Агапия Манбиджского, где был предложен другой вариант текста «Древностей». Этот текст был опубликован в 1912 году русским ученым А.А.Васильевым. В арабском варианте этот же отрывок текста выглядит так: «В это время жил мудрый человек, по имени Иисус. Он вел достойный образ жизни и славился своей добродетелью. И многие люди из иудеев и других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к распятию и смерти. Но те, кто стали его учениками, не отреклись от его учения. Они сообщили, что он явился им через три дня после распятия, и он был живым. Полагают, что он был Мессией, о котором пророки предсказывали чудеса». Для нас имеет ценность любой из вариантов данного свидетельства, независимо от того, кем Иосиф Флавий считает Христа. Нам важно, что об Иисусе Христе здесь говорится, как об исторической личности, а не как о мифологическом персонаже.
Еще одно интересное свидетельство. Сирийский мудрец Мара Бар – Серапион пишет своему сыну послание, в котором в частности говорится: «Скажи нам, мудрейший из людей: На какое обладание может положиться человек? Ибо какую пользу получили афиняне от того, что они убили Сократа, ведь возмездием им за это был голод и чума? Или самосцы, что сожгли Пифагора, ведь вся страна их в единый миг была занесена песком? Или Иудеи от казни своего Мудрого Царя ведь с этого времени у них было отнято царство? Ибо Бог справедливо воздал за этих трех мудрецов: афиняне умерли от голода, самосцы были затоплены морем, иудеи сокрушены и изгнаны из своего царства, живут повсюду в рассеянии. Сократ не умер: благодаря Платону; ни Пифагор: благодаря кумиру Геры; ни Мудрый Царь: благодаря новым законам, которые Он дал». Для Серапиона Христос всего лишь один из мудрецов, поставленный в один ряд с Пифагором и Сократом, в историчности которых никто не сомневается. В этом отрывке также указывается причина, по которой у иудеев было «отнято царство». Об этом же говорит Иисус Христос в Евангелии от Луки: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:41-44).
Доказательством того, что Иисус Христос не миф является также и тот факт, что существует около 230 свидетельств о Его Воскресении. Среди авторов свидетельств Гермидий, занимавший должность биографа Пилата, который в момент Воскресения Иисуса Христа находился вблизи от Гроба Господня; врач Пилата Ейшу, выдающийся врач своего времени, зная о пророчествах относительно Христа и будучи большим скептиком, он дважды осматривал гроб в субботу, но придя в воскресение ко гробу, он убедился в истинности пророчеств. Позже он напишет: «Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами»; Маферкант — казначей синедриона, автор одного из самых достоверных трудов по истории Палестины, который был неподалеку от Гроба Господня в момент Его Воскресения.
Столь великое количество научных фактов, говорящих о земной жизни Иисуса Христа послужило причиной угасания мифологической теории, на смену которой пришла историческая школа происхождения христианства, которая и основывается на научных исторических фактах. Для нас же, Православных христиан, исторические свидетельства не есть обязательное условие, так как критерий истинности для нас – Евангелие, которое не требует никаких доказательств. Все Евангельские события мы воспринимаем с позиции веры, а научные подтверждения нам даны в помощь Господом по Его милосердию для нашего укрепления.