“В пору моей молодости, когда я работал в Издательском отделе Московской Патриархии, мне часто приходилось дежурить в патриаршей приёмной, выполняя секретарское послушание.
Однажды в приёмную зашёл немного странноватый старичок. Надо сказать, в те годы у пенсионеров была мода на спортивные костюмы кальсонного типа с неофициальным названием “Прощай, молодость”. Этот странный посетитель был одет именно в такой костюм.
На ногах у него были короткие кирзовые сапоги, на голове красовалась бархатная тёмно-зелёная скуфейка (крестик на которой я не сразу заметил). Мне показалось странным такое сочетание стилей в одежде, но я не придал особого значения этому обстоятельству.
Правда, лицо посетителя мне показалось немного знакомым. Я спросил странного старика:
— Вы что, на приём?
— Да, – ответил он с грузинским акцентом.
— Тогда Вам придётся часа два подождать, поскольку Святейший очень занят. (прим. — Святейший Патриарх Алекси́й I род.1877-1970гг.)
— Ничего, ничего, я подожду, – смиренно сказал старичок.
Прошло два часа. Старец-грузин, кротко потупив глаза, сидел на стуле и смиренно ожидал. Я связался с Патриархом, и он мне сказал, что очень устал и ему требуется хотя бы один час на то, чтобы отдохнуть.
— Вам придётся подождать ещё часа полтора, – опасаясь недовольства старика, сказал я. – Его Святейшество очень утомлён. Ему необходим отдых.
Но на моё удивление грузин, нисколько не смутившись духом, ответил:
— Хорошо, хорошо, я подожду. Конечно, отдохнуть надо человеку, у него ведь тяжёлая работа.
У меня снова проскользнула мысль: “Странная скуфейка”. Примерно через час я, чувствуя уже некоторую неловкость, сам заговорил со стариком:
— Я ещё спрошу у Святейшего, может он примет Вас сейчас?
— Спроси, сынок, спроси, дорогой.
Я вновь связался с Патриархом – результат тот же.
— Вы знаете, ну подождите ещё часок. Можете сходить пообедать.
— Да ты, дорогой, не переживай, ты бы сам лучше пообедал, а то смотри, какой худой. В Грузию тебе надо. Мы бы там тебя так откормили, барашков бы наших отведал.
— Извините, но я ведь монах, мне мясо нельзя.
— А раз нельзя, тогда кур наших попробуешь.
— Но куры – это тоже мясо.
— Да ты что, дорогой! Куры – мясо? Какое же это мясо? Это куры!
Вообще говоря, в мире сейчас только русские монахи не едят мяса, а все остальные – грузинские, румынские, болгарские и отчасти греческие – мясо вкушают. Что поделаешь – немощи человеческие!
Поговорив ещё немного с очаровательным старичком-грузином, я удалился по делам. Примерно через полчаса я вернулся. Старец продолжал смиренно ожидать патриаршего приёма. Взглянув на часы, я понял, что шансов попасть на приём у бедного старичка совсем не осталось.
— Вы знаете, – обратился я к смиренному посетителю, – Вы уж лучше завтра приходите. Я передам Святейшему, чтобы он Вас первым принял. Простите, что так вышло.
— Спаси тебя Бог, сынок. Я вряд ли завтра смогу. Ты тогда передай ему, что Ефрем Второй заходил…
Я чуть было не потерял дар речи, меня словно громом ударило. Неужели!!! Как же я сразу не догадался? Ведь зелёная скуфейка, да на ней ещё и крестик! Зелёную скуфейку носят только патриархи! О горе мне! Ведь это же грузинский Патриарх, Его Святейшество Ефрем Второй. (прим. — Ефрем II родился в 1896 г., умер в 1972г.)
— Ваше Святейшество, – я бросился к нему под благословение, – да что же Вы сразу-то не сказали? Просидели-то сколько времени, да всё зазря! Сейчас, сейчас Вас немедленно примут. Эх, что же Вы сразу-то не сказали?!
— Да говорили, что Святейший занят. А как я могу отвлечь от важных дел такого человека, как Патриарх Алексий?
Какое смирение! Имея высокий сан, вести себя так кротко! Вот это и есть истинное смирение! Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5:3)”
Архимандрит Кирилл (Бородин).