НАЧАЛО ПРЕМУДРОСТИ — СТРАХ ГОСПОДЕНЬ
Услыши, Господи, мой глас, Меня в сей жизни не отдай
Когда к Тебе взываю, Душам людей безбожных,
И сохрани на всякий час: Твоей десницей покрывай
К Тебе я прибегаю…. От клеветаний ложных…
М.В.Ломоносов
На протяжении практически тысячи лет русское государство формировалось под воздействием православных идеалов, христианских морально-нравственных ценностей. Вся культурно-историческая судьба русского народа неразрывно связана с православным вероисповеданием. Это нашло свое выражение и в области литературы, архитектуры, живописи, педагогики, в народном быту и даже в форме политического управления страной.
Русская Церковь стала для Руси основой ее церковного и культурного единства. И вятич, и новгородец, и житель Карпат, приходя на молитву в Православный храм, слышал поминовение митрополита Киевского и всея Руси. Уже в этом он чувствовал свою связь с центром государства и слышал единое для Киева и для себя слово Русь.
Великие писатели, поэты, художники, философы, ученые нашей Родины, как правило, были верующими. Вера не только не тормозила их творчества, но, наоборот, являлась постоянным источником вдохновения. Не в распре с верой служили науке великие русские ученые И. Павлов, Д. Менделеев, целая плеяда русских космистов — К.Циолковский, А. Чижевский, Н. Федоров, В. Вернадский, П. Флоренский, С. Булгаков, В. Соловьев, А. Сухово-Кобылин, В. Одоевский. Да
ром научного предвидения сродни пророчеству обладали гении русской словесности А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Достоевский, А. Блок, Н. Гоголь. Достаточно вспомнить эти имена, чтобы понять значение православной веры в духовной жизни русского человека.
Вспомним также Соловьева, Хомякова, «русского Леонардо да Винчи XX века» — А. Чижевского, экономистов В. Леонтьева и Н. Кондратьева, философов П. Флоренского, С. Франка, Е. Трубецкого, писателей И. Бунина, Н. Бердяева, Д. Мережковского.
Прошло 250 лет со дня смерти Михаила Васильевича Ломоносова, но его слова, сказанные о вере, являются жизненными и сегодня. Естествознатель, поэт, инженер-изобретатель, языковед, историк, химик-металлург, геолог, ученый, сделавший открытия в различных областях знаний, говорил: «Природа и вера суть две сестры родные и никогда не могут придти в распрю между собою. Создатель дал
роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга — видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге священного писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии.
Толкователи и проповедники Священного Писания показывают путь к добродетели, представляют награждение праведникам, наказание законопреступным и благополучие жития, с волею Божиею согласного; астрономы открывают храм Божией силы и великолепия, изыскивают способы и ко временному нашему блаженству, соединенному с благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обои обще удостоверяют нас не только о бытии Божием, но и о несказанных нам Его благодеяниях».
В молодости он хорошо читал и пел в храме на клиросе. Был период, когда он мальчиком целый год увлекался одной из северных поморских религиозных сект, но потом вернулся к своей родной матери Православной Церкви на всю жизнь. Да, конечно, Ломоносов защищал теорию Коперника; но его защиту теории Коперника совсем нельзя назвать «материализмом» наоборот, это была яркая защита как науки, так и религии… Вообще, никакая научная теория не может сама по себе ни доказывать, ни опровергать Божественной истины, потому что наука совсем другая область познания, чем религия. Только малообразованные люди иногда неправильно думают, что наука будто бы «противоречит вере в Бога» и вера в Бога «отрицает науку». На самом деле наука и религия — две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу не могут.
Так думал и Ломоносов. Удивительно для своего времени, первый русский ученый говорит о реальности творения Божьего мира. В одном из лучших своих литературных произведений — в послании Шувалову «О пользе стекла», — сочетая глубокую научность и высокую поэзию, Ломоносов высказывает даже упрек церковному философу 5-го века Августину за то, что он, желая научно доказать Бытие Божие, приводит в пользу этого утверждения только слабые в научном отношении данные своего времени. Ломоносов радостно говорит, что доказательств Бытия Божия в его время гораздо больше, чем было во времена Августина.
Еще одно высказывание Ломоносова ясно говорит о его отношении к Творцу: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой — Свою волю. Первая — видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению».
Своим философски- проницательным умом Ломоносов видит, что для Творца не существует, конечно, наших маленьких человеческих пределов и масштабов, что Творец выше даже всех наших земных понятий и о «малости» и о «великости» пространственной: «Велик Создатель наш в огромности небесной! Велик в строении червей скудели тесной!»
Что бы сказал Ломоносов в наши дни, когда пред его взором, уже вооруженным не простым, а электронным микроскопом, открылись бы новые тайны материи?..
Для гробницы знаменитого писателя и деятеля Русской Церкви 17-го и 18-го века, прославленного святителя Дмитрия, Митрополита Ростовского, Ломоносов составляет надпись. Оканчивается она обращением к людям, ложно верующим и неверующим — одинаково не понимающим духа и сущности религии, видящим в мире лишь одну материальную оболочку вещей.
Ломоносов гениально убежден, что чем далее наука идет вперед, тем она все больше открывает Божие величие в творении… Так думают и лучшие ученые XVIII — XX веков.
Знаменитый русский ученый, физиолог, получивший Нобелевскую премию, академик Иван Петрович Павлов был глубоко верующим православным христианином, прихожанином Знаменской церкви в Петербурге, мало того, он являлся старостой этого храма, и только благодаря его мировому авторитету храм не был закрыт.
Вот что говорил Павлов о вере: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего Богу моему и моему Отечеству…»
«Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, любовь, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать — связаны, каждая из них с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто — ни энергия, ни материя — не исчезают бесследно и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера».
О великом ученом говорил старец иеросхимонах Сампсон так: «Вот, между прочим, Иван Петрович Павлов, он был очень простой, он был высокоцеломудренный. Он, как девушка, целомудренный был, хотя был женат, и был врачом, и был физиологом, где можно было легко потерять целомудренность. Законы физиологии, они тесно связаны с нецеломудренностью. А он как раз славился своей удивительной целомудренностью, т.е. подтверждал благочестие, присутствие Вездесущего Бога. Он признавал, что долго приучал себя мыслить и поступать так, как должно пред Лицем Божи- им: и с людьми, и с собаками, и за письменным столом, и в лабораториях, и в палате. Он был всегда пред Лицем Божиим. Это его особое свойство.
Первая исповедь была три часа. Я прочел все положенное, как всегда читаю. А потом он встал на колени и стал плакать, рассказывать свои горести. Горести, связанные, конечно, большей частью с его институтом, студентами, профессурой. Как он был очень такой строгой, благочестивой жизни, очень интересовался он вопросами молитвы. Молитвы вообще, богообщением. И домашней молитвой. И с тех пор у нас было такое общение: каждую пятницу он приезжал на исповедь, пятница была его.
Он знал наизусть Евангелие, он любой текст мог читать, где он
только найдет его. Любил апостола Павла послания, почти знал наизусть. Я всегда ему завидовал, как бы мне пригодилось именно это — знать наизусть. Мне много-много пришлось сидеть. Евангелие ведь он читал ежедневно наизусть. Мне помогла, конечно, память музыкальная, а у него была другая память: Павлов, ведь. Ругались мы всегда с ним только на тему о собаках, он их мучил. Они выли, выли, страшно плакали. Он нес от меня бесконечные эпитимии».
Александр Степанович Попов — изобретатель радио, создатель первого в мире радиоприемника — также исповедовал православную веру. Мало того, в свое время он окончил духовное училище и семинарию.
Владимир Иванович Даль, русский писатель, ученый, лексикограф, член-корреспондент Петербургской академии наук, доктор медицины, военный врач, автор самого лучшего и знаменитого «Толкового словаря живаго великорускаго языка», диалектолог, собиратель народных пословиц и поговорок, был православным христианином и русским, знал Ветхий и Новый Завет, жития святых.
Великий русский писатель Феодор Михайлович Достоевский, член- корреспондент Петербургской академии наук, в «Братьях Карамазовых» говорит: «Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные в нем человеку!.. Люблю книгу сию! Гибель народу без Слова Божия».
Великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин в юности увлекался модным тогда атеизмом, но христианское воспитание в нем победило, и он обращался в своем творчестве к Библии, Евангелию Иисуса Христа. Удивительно по глубине покаяния его стихотворение, написанное по тексту молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…» Пушкин говорил: «Есть
книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицей народов …Книга сия называется Евангелием».
Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь был с детства воспитан в православной вере, соблюдал чистоту душевную и телесную: ни один критик не обвинил его в каком-либо блудном грехе. Он предвидел новую Россию через духовное возрождение народа.
«Не будьте мертвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь — Иисус Христос».
Известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский, почетный член академии Петербургской, полагал чтение и изучение Нового Завета «главным предметом жизни», перевел со славянского языка на русский язык Новый Завет, написал много философско-религиозных рассуждений о вере и знании.
Он написал «Молитву русского народа»: Боже, царя храни!
Перводержавную Русь православную, Боже, храни!
Петр Андреевич Вяземский, князь, известный русский поэт, литературный критик, сочетавший в своих произведениях гражданственность и лиричность с верой в Бога, писал:
Пред тобой, моя икона,
Положу я три поклона!
И, молитву сотворя, Брошусь в бурю боевую
За алтарь, за Русь святую ‘
И за белого царя!
Анна Андреевна Ахматова, русская поэтесса, за благословением и советом ходившая к оптинскому старцу Нектарию, вопрошала:
Отчего же Бог меня наказывал, Каждый день и каждый
час?
Или это ангел мне
указывал Свет, невидимый для глаз?
Святой исповедник архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, профессор медицины, будучи великим ученым, стал архипастырем Православной Церкви. Он остался не только истинно верующим человеком, но всей своей подвижнической жизнью, кротко перенося гонения от безбожной советской власти, многих людей привел к вере. Он говорил: «… если и электричество не может быть названо материей, а, несомненно, должно считаться энергией, в которую могут переходить и ею (электрическим полем) порождаться частицы материи, имеющие определенную массу и физические свойства, то имеем ли мы право предположить, что со временем будут открыты такие формы бытия материи (вернее, энергии), которые по своим свойствам еще с гораздо большим основанием, чем электричество, должны быть названы полуматериальными? А самое понятие «полуматериального» содержит в себе признание существования и «нематериального». Где же основание к тому, чтобы отрицать законность нашей веры и уверенности в существовании чисто духовной энергии, которую мы считаем первичной и первородительницей всех физических форм энергии, а через них и
самой материи?
Энергией любви, излившейся по всеблагой воле Божией, Словом Божиим, дано начало всем другим формам энергии, которые, в свою очередь, породили сперва частицы материи, а потом через них и весь материальный мир.
О Боге радуется, Богу поклоняется, к Богу стремится и приближается дух человеческий. И это, конечно, самая высшая способность души нашей. Разумеется, такое совершеннейшее проявление духовности души человеческой может быть только даром Духа Святого.
Дух человеческий есть дыхание Духа Божьего, и уже поэтому он бессмертен, как все бестелесные, ангельские духи. А их тьмы тем, как свидетельствует Священное Писание, и бесконечны степени их развития и совершенства». ,
Из 300 наиболее выдающихся ученых, живших в XVII -XIX веках, верующих — 276 человек (92%); сомневающихся, колеблющихся или безразличных к религии — 18 человек (6%); атеистов — 6 человек (2%).
Надеюсь, что факты, приведенные в этой статье, помогут нам не противопоставлять науку и религию, ученых и верующих. Закончить хотелось бы словами Блеза Паскаля: «Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастны ».
Дьякон Евгений РУДЕНКО,
г. Вильнюс
(статья опубликована по материалом журнала «Столп Православия», Могилёвской епархии, Белорусского экзархата, Русской Православной Церкви , Московского патриархата. №2 (8) 2005 г.)