Архиепископ Иоанн (Шаховской):
«Молиться духом, куря папиросу, невозможно. Невозможно проповедовать, куря папиросу. Перед входом в Храм Божий откидывается папироса… Но храм Божий, ведь это — мы. Кто хочет каждую минуту быть храмом Божиим, откинет папиросу, как всякую ложную мысль, всякое нечистое чувство».
Преподобный Силуан Афонский, пребывая в путешествии, в поезде одному купцу, говорящему в пользу курения, сказал: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно «Отче наш»». На это купец ответил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский:
«Вместо благоухания кадила в храмах мир изобрел свое благоухание табачное, и усердно окуривает себя им с жадностью, почти ест и глотает его, и дышит им, и коптит им свои внутренности и жилища свои, производит отвращение к благоуханию кадила, отчего многие даже в храм боятся приходить».
Свидетельство автора: личный опыт избавления от табакокурения.
Однажды, гуляя по улицам Москвы, вздумалось мне зайти в Донской монастырь. Сигаретка, дополнявшая удовольствие прогулки, перед Святыми вратами была культурно выброшена в урну. Первое, что подобает сделать паломнику, это войти в храм и поклониться святыням. И вот, перекрестившись, я собрался было уже приложиться к храмовой иконе, которая по обычаю стоит на аналое посреди собора, как вдруг ум пронзает мысль. Это была именно чистая, безобразная мысль, не выраженная никаким словом, не соединенная ни с каким представлением, рациональным или чувственным. Она ясно ощущалась как пришедшая извне, но ее приход не был смутительным или пугающим, ни подавляющим. Она была не просто однозначно ясная — она была само- сущно истинная, не нуждалась ни в каких аргументах. Мысль эта была о том, что лобзание иконы после сигареты, обкуренными устами, есть мистическое поругание святыни. Сразу и без доказательств стало понятно, что табакокурение и святыня в принципе не совместимы, что курение богопротивно. Лукавить и оправдываться перед иконой стало просто немыслимо: либо с Богом, либо с табаком. На этом табакокурение для автора закончилось раз и навсегда. Потом были и искушения, и соблазны «переубеждающих» бесовских помыслов, и «до свиданья» компаньонам-курилыцикам, и удивительно яркие сны о «сладостном» куреве (замечательно, что даже во сне совесть отзывалась на эти сюжеты очень остро, как на тяжелое грехопадение). Но, по мере воцер- ковления, все расточилось и исчезло, «яко исчезает дым» (Пс. 67, 2).
Свидетельствоженщины,пережившей клиническую смерть
Во время клинической смерти ей были показаны места адских мучений. Душу в путешествии по аду сопровождали два невидимых ей ангела, делавшие необходимые пояснения «Прокуренные бараки. И тут я увидела П-образные бараки, в них узкие ниши, все заволокло дымом, двор был заплеван и весь в грязи, грязь была жидкая и вязкообразная. Некоторые люди выходили во двор такие же неряшливые, грязные, и дышали дымом и копотью, кашляли и плевались, казалось, что это чахоточные и больные. Там были женщины и мужчины, женщины выглядели неряшливыми, грубыми старухами, а мужчины согнувшиеся и вымученные. «Это курящие». Я к этому отношения не имела, поэтому меня и не заставили входить во двор…»
Последнее свидетельство показывает, что состояние души, «воспитываемое» и определяемое табакокурением, не прекращается с отделением души от тела. Но неужели одной лишь «маленькой привычки» достаточно для низведения души во ад? — Как видим из приведенных примеров, старцы считали это вполне вероятным.
Постараемся рассеять «дымовую завесу» вокруг сущности табакокурения, убедимся в демоничности его природы, демоничности его истории, демоничности его «обрядов», демоничности его современной практики.
Чтобы составить верное понятие о природе и действии табакокурения, следует предварительно задаться вопросом: какова роль дыхания в жизни человека? Безбожное мировоззрение атеизма навязывало нам мысль об исключительной материальности человеческой природы, приравнивая человека к скотам. В рамках такого мудрования дыхание сводится к функции обмена газами между организмом и окружающей средой посредством вентиляции легких, с целью снабжения организма необходимыми для жизнедеятельности веществами, в первую очередь — кислородом. Обычная агитация против курения, построенная на такой материалистической базе, сводится к лозунгу: «Курить — здоровью вредить» и давно уже дискредитировала себя в массовом сознании. На эту агитацию сметливый народ возражает поговоркой: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет», в которой интуитивно указывает, где следует искать подлинную мотивацию отказа от курения — в духовной сфере, потому что только в духовной сфере решаются вопросы посмертного бытия. Тело — дом души, ее одеяние, ее орудие. Так именуют его и Св. Писание, и святые отцы. Дыхание следует, в таком случае, признать одним из важнейших орудий души, и вот почему.
Откровение о Божием даре — бессмертной человеческой душе — образно представлено словом «дыхание». Воистину, дыхание есть символ жизни более, нежели какое- либо иное внешнее телесное отправление. Новорожденный возвещает о себе криком — это первые вдох и выдох человека. Последний же выдох знаменует исход души из тела, после чего последнее именуется уже «бездыханным трупом». И, следовательно, каждый выдох должен становиться благодарением: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6).
Дыхание символически изображает не только телесную, но и духовную жизнь. Выслушаем также толкование св. Игнатия (Брянчанинова): «Повторением дуновения вочеловечившимся Богом при воссоздании человека объясняется дуновение Божие при сотворении души человеческой. Господь наш, Иисус Христос, совершив наше искупление и предуготовляя человечество к принятию Святого Духа, стал посреди учеников Своих по воскресении Своем, дунул и сказал им: «Приимите Дух Свят» (Ин. 20, 22). Итак, богословски, дыхание может быть понимаемо как некая «динамичная» икона присутствия в человеке творческого дуновения Создателя-Бога. Прагматическое понимание дыхания как вентиляции легких этим не отменяется, но лишь восполняется. Тот, Кто «вдунул в лице человека дыхание жизни», ответно получает вместо благодарности смрадную струю удушающего дыма.
Наркотический эффект никотинового отравления, а именно — ослабление воли и утрата трезвенности ума, делает душу беззащитной перед натиском чужой воли, бесовской, и лишает человека возможности критически относиться к испытываемому воздействию страстей, то есть — распознать подступ врага. Кроме того, по учению Церкви, вольное повреждение дара Божия — здоровья — есть разновидность самоубийства.
Неестественность выделяет табакокурение из легиона всяких прихотей, увлекающих сластолюбивые души. Первый опыт курильщика как правило мучителен, организм сопротивляется кашлем, слюноотделением, слезами, тошнотой, вопия против извращения естества, протестуя против поругания образа Божия в человеке.
Сатана известен многим народам в образе огнедышащего дракона, «древнего змия» (Откр. 12, 9). Отголоски драконических культов древности наполняют мифы и сказки всех народов. В Библии, как помним, тоже описывается огнедышащий прегордый Левиафан-Сатана. Итак, связь между курением и богопротивным «неправым умствованием» определенно существует, что подтверждается и историей возникновения обычая курить табак.
Обратившись к истории табакокурения, мы узнаем, что «этот ритуал жертвоприношения табачного дыма тем духовным сущностям, которых мы называем падшими ангелами, во время их призывания, изначально был в употреблении у демонопоклонников американского континента. Им широко пользовались племена инков, сапотеков, киче, тарасков, ацтеков, майя и другие. Подтверждением тому, что древнеиндейские культы были и остаются сатанинскими, явились не только мексиканские раскопки, но и письменные свидетельства жреческих книг. Здесь было, как и в древнем Израиле в периоды уклонения евреев от Истинного Бога, где, по слову псалмопевца, «приносили сынов своих и дочерей своих в жертву бесам, и проливали кровь неповинную, кровь сыновей своих и дочерей, которых закопали перед истуканами (т.е. идолами) ханаанскими» (Пс. 105, 37-38). Согласно верованиям индейцев, человеческие жертвы требовались и для умилостивления сил природы, и при возведении дворцов правителей, и при строительстве пирамид и даже дорог.
Своим изуверством эта ужасная религия до глубины души поразила даже не слишком набожных испанских конкистадоров, заставив их истреблять и самих демонопоклонников и их храмы.
Да, было от чего содрогнуться европейцу!
Расшифрованные иероглифы ацтеков рассказали, что в «праздник солнца» индейские жрецы приносили в жертву Сатане-Кецалькоатлю до 20 тысяч юношей и девушек. У живых людей, рассекая грудную клетку острыми обсидиановыми ножами, они вырывали еще продолжающие ритмично сжиматься сердца. В облаках табачного дыма, воскуряемого на углях жертвенника, трепещущие сердца воздымали на ладонях к солнцу. Как видим, дым табачных листьев был непременной частью этого ужасного жертвоприношения.
Кроме того, всем известная «трубка мира» тоже являлась предметом культового назначения. Затягиваясь по очереди табачным дымом, первый жрец, призывая духов неба, выпускал смрадную струю в зенит, второй жрец направлял ее в центр земли, вызывая заклинаниями подземных духов, другие четыре жреца, заклиная духов четырех ветров, выпускали дым по четырем сторонам света, а пятый, в знак благодарности, направлял струю дыма к солнцу.
Историческое прошлое имеет реальную власть над настоящим, и потому, затягиваясь «Явой», современный курильщик отдает свою душу в когти тем же самым бесам, которым усердно служили древние племена аборигенов Америки. Конечно, сознательное служение бесам более по вкусу, но и бессознательное, к тому же столь широко распространенное, служение их тоже радует. Демоны, желая продемонстрировать свою власть над порабощенным человеком, вместо кадильницы заставили его использовать свои собственные легкие, отравляя их наркотическими ядами и смолами, а вместо благовония научили воскурять им в жертву смрадный табачный дым. Демонические традиции, не изменяясь в существе, меняют только обличье, как правило, на более лукавое, в соответствии с общим падением духовного уровня человечества. Все это приложимо и к табакокурению. Человеческих жертв стало меньше, но все-таки они остались — имеются в виду больные, умирающие от неизлечимых заболеваний, вызываемых курением.
В истории России было время, когда грех табакокурения был воспрещен государственным законодательством, выражающим через волю благоверного царя Алексея Михайловича единую волю Русской Церкви и православного народа. Насильственное введение в России употребления табака сыном Алексея Михайловича, Петром I, явилось одной из составляющих масонского плана уничтожения русской православной цивилизации.
Приобщаясь к традиции табакокурения (а эта традиция мистическая), человек закуривает «трубку мира» — мира с бесами. Знать тонкости обрядов, совершавшихся древними ацтеками, при этом совсем не обязательно, контакт устанавливается по факту волеизъявления, причем — с первой же затяжки.
Всего сказанного теперь достаточно, чтобы понять, почему желающему жить со Христом необходимо оставить курение табака. Но, в стремлении освободиться от курения, человек рискует попасть в сети лукавого, скрытые на путях освобождения от никотинозависимости. Особенно, если выбирает один из трех окольных путей, каковые суть: медицинский, аутотренинг и кодирование.
Первый, медицинский, в принципе может быть приемлем для христианина, как и вообще всякое врачебное искусство. Но само по себе врачевство телесное не достаточно для излечения порока, который имеет корни в духовной сфере. Поэтому необходимо дополнить медицинские средства духовными, и тогда будет успех.
Раз болезнь духовная, то и врачевство против нее должно быть духовное. А медикаментозные и психотерапевтические средства годятся только для поддержки, если «больной» уж очень малодушествует.
Еще менее медицинского пригоден для христианина путь аутотренинга, или самовнушения. Здесь предполагается одоление навязчивой привычки собственным волевым усилием. Тем самым человек вступает в единоличную, без помощи Божией, борьбу с волей демонской, намного более сильной и лукавой, нежели человеческая.
Третий способ освобождения от курения, кодирование, есть прямое обращение к бесам. В то время как аутотренинг имеет под собой хоть какую-то научную почву, кодирование пользуется наукообразием только для маскировки своей сути. Кодировщик-гипнотизер (кодирование, по сути, все тот же давно известный и разоблаченный гипноз), наводя для отвода глаз псевдонаучную «тень на плетень», обычными колдовскими методами «припрягает» к и без того демонизированному телу курильщика еще одного (а то и не одного), сильнейшего, демона — и «воз» начинает с ускорением катиться в преисподнюю: курильщик из просто курильщика становится бесноватым!
Чтобы расстаться со страстью к табакокурению и избежать упомянутых сетей лукавого, необходимо обратиться к врачевству пред Господом Иисусом Христом в Его Святой Церкви. В первую очередь — к Таинству покаяния.
В заключение предлагаем несколько советов, основанных на опыте борьбы кающихся курильщиков со своим недугом и согласных с общим опытом христианского подвижничества.
Первый совет: без Христа — вся затея пуста!
Бросать курить надо только ради Христа, осознавая табакокурение как грех, прогневляющий Самого Господа. В противном случае, когда примешивается иная мотивация, например «для здоровья», «для экономии», или что «так принято», или чтобы «произвести впечатление», тогда отказ от курения бывает очень ненадежным. Бесы, эти опытнейшие совратители, могут легко опровергнуть любую эгоистическую мотивацию, и, выбрав удобный момент, убеждают курильщика в необоснованности его решения оставить сигареты.
Второй совет: бросай сразу эту
заразу!
Бросать надо сразу. Только такое покаяние приемлется Богом и привлекает благодатную помощь Божию. А мысль о том, что можно бросить, уменьшая понемногу количество употребляемого курева, — не что иное как бесовское лукавство, прикрывающее самонадеянность и неверие в силу Божией помощи. Действительно, осознавший греховность табакокурения человек, позволяющий себе изредка «побаловаться» табаком, совершает уже сознательный грех, так что эта редкая сигаретка вменяется ему в большее осуждение, нежели «запойное» курение до осознания греха.
Третий совет: не достал до головы — руби гаду лапы!
Если не хватает решимости бросить сразу, то ни в коем случае нельзя отчаиваться. Наоборот, следует помышлять, что через замедление помощи Подвигоположник Христос побуждает человека на подвиг. Посильный подвиг, совершаемый с верой, несомненно привлечет помощь Божию. Что же в силах предпринять курильщик против своего порока?
Во-первых, установить себе правило ежедневно, утром и вечером, молиться конкретно об избавлении от этого порока. Эго может быть самая краткая простая молитва своими словами, но от сердца.
Во-вторых, воздержаться от курева в установленные Церковью постные дни, среду и пятницу (а по силе — и в большие посты). Обязательно воздержание от курения в течение нескольких дней перед Св. Причащением. Такой пост, посвященный Богу, имеет великую силу, ведь сказано: «Сей род (бесовский) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).
В-третьих, искренне, без самооправдания, каяться в каждой выкуренной сигарете (причем сразу же).
И — потом исповедать курение как грех в Таинстве исповеди, также исповедать свое нерадение в борьбе с курением.
В-четвертых, продумать здравую тактику уклонения от лиц, мест, обстоятельств, которые соблазняют на курение. От чего-то придется отказаться, но духовная свобода того стоит.
Четвертый совет: не бойся умереть — бойся погибнуть!
Не стоит смущаться восстанием страстей и демонских нападений, которые последуют вслед за отказом от курения. Правильнее считать это положительным опытом, попускаемым Господом для укрепления решимости противостоять греху.
Пятый совет: не болезнь болит, а больной болеет.
Следует ясно осознавать, что мучения бросившего пагубную страсть курильщика вызываются не столько абстиненцией, или психическим дискомфортом, сколько непосредственным прессингом (давлением) бесовской энергии на душу. Это распознается по характерным признакам: например, уму представляются картины, прельстительно изображающие курение табака, причем их яркость и «грамотность» с точки зрения режиссуры таковы, что приписать собственной фантазии человека их невозможно; или натиск очень отчетливых словесных (вплоть до «голосов») помыслов, побуждающих закурить, причем даже совсем неопытная душа ощущает их как вторжение извне; или «самостоятельные» движения тела в направлении предметов табачного культа; или, тоже характерный признак, восстание страстей, генетически никак не связанных с табакокурением, например внезапная и беспричинная вражда со стороны кого- то из близких. Естественно, что бесы страшно встревоживаются и озлобляются, видя человека освобождающимся из пут никотинозависимости, и поэтому, пользуясь остатками своей власти, они прилагают чрезвычайные усилия удержать душу и, среди прочего, внушают мнение о невыносимой болезненности отказа от курева.
О греховности культа табакокурения свидетельствуют святые отцы, свидетельствуют пастыри церковные, свидетельствуют многочисленные христиане, отвергшиеся с помощью Божией этого порока, свидетельствует — и это очень важно — совесть самого курильщика, когда Дух покаяния развеет мрачную мглу бесовщины. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собой поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими…» (Евр. 12, 1-3.)
Раб Божий Кирилл