ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ О БОЛЕЗНЯХ
Почему мы болеем? Что лежит в основе нашей способности оставаться здоровыми тогда, когда возможность заболеть резко возрастает? В чем наше высшее предназначение и как влияет болезнь на наш духовный рост?
Ответы на эти вопросы неоднозначны. Только заботой о физическом здоровье здесь не обойтись. И все чаще встает вопрос о здоровье духовном.
Страдание — разлад жизни. Значит, жизнь идет не так, как хотел бы Давший ее? Нужно из Библии узнать ответ, как появились первое страдание и болезнь.
Все страдания и болезни суть следствия нашей греховности, унаследованной от Адама и Евы. Иногда они явно служат наказаниями нам за наши вполне определенные грехи.
Наши грехи служат как бы неким серым фоном нашей жизни, который временами сгущается до черного, а временами рассеивается. Точно так же боль и страдание сопровождают человека вдоль всей его жизни.
Болезни тела могут оказать благотворное действие на душу. Они слегка задерживают нас в жизненном потоке от суеты, заставляют вспомнить о грехе, о смерти и о посмертном воздаянии. Они смиряют человека перед неизбежной вечностью. Иногда они разрушают наши греховные намерения и планы. Еще чаще они грозно колеблют веру человека в себя и в свои силы, побуждают его вспомнить о Боге и помолиться Ему.
Болезни располагают наше сердце к сочувствию и милосердию. Испытав, что такое боль, что такое длительное болезненное состояние, мы легче можем понять боль чужую. Нестрадавший не представляет себе, насколько порой нужно страждущему слово утешения. А испытанный страданием (болезнью) может помочь и облегчить чужое страдание. Так и апостол заповедует нам: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Тал. 6,2).
Ту мудрость и смирение, которые подаются нам в болезнях, спешите приобрести, не прибегая к помощи болезней! Грехи же врачуются скорбями и покаянием. Достойно кающийся человек сильно скорбит о грехах своих, а также берется за богоугодные дела, чтобы по возможности загладить последствия грехов. Таким трудом и скорбью греховная нечистота смывается с души.
Поболев душою и потрудившись телом ради оставления согрешений, приходим мы на исповедь, ще особо просим у Господа прощения. Совершается особое Божественное таинство. В меру нашей веры и покаяния подается нам от Господа прощение. Мы можем заметить его по облегчению совести, по укреплению своей решимости больше не возвращаться ко греху. Если хорошо каемся, то и спустя долгое время после исповеди не гаснет, а усиливается в нас эта решимость бороться против искушений. Во многих случаях кающиеся и молящиеся во время болезни, принимая церковные Таинства исповеди, соборования и причащения, получают и телесные облегчения и даже полное исцеление. Во всех молитвах на такие случаи Святая Церковь просит в первую очередь прощения грехов болящего, и лишь затем — телесного исцеления. Первое служит условием второго, а второе — видимым знаком первого.
Раньше, когда человек приходил к врачу, врач его спрашивал: «Когда вы в последний раз причащались?» и направлял его к священнику на причастие. Сейчас православных христиан вокруг нас довольно мало, и редко когда православный больной попадает к православному врачу. Неверующий врач не может дать такого совета, это очевидно. Вообще же призывать к исповеди и причастию — это значит взывать к совести. Причащение нельзя прописать, как прописывают микстуру. Потому что в причащении христианин ищет прежде всего Небесного, а не земного, он соединяется с Самим Христом — Источником всякого блага.
За грехи молодости Бог может наказать родителей уродливыми детьми, причем не только телесно, но и нравственно уродливыми. А это ужасная скорбь на всю жизнь! Страшно, но это так. Это грозное предупреждение нам: наши грехи, наши самовольные злые опыты над собственной душой могут ударить нас непрямо, а через наших детей. Ведь если мы дороги Господу и сами по себе вразумляться не можем, то есть надежда, что хотя бы через боль своего ребенка вразумимся.
Страдающий человек, измученный болезнью, притом посланной не за какие-то его личные грехи, а полученной с детства, — такой всякое слово о Небесных благах понимает быстрее и усваивает глубже, чем человек здоровый и счастливый. Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.
Статистика свидетельствует о том, что мы как нация нездоровы свидетельствует еще резче: русские…люди вымирают как нация. Вопрос всем нам: отчего так? И другой вопрос: за что так? Отчего? Очень просто: от пьянства, блуда, от нежелания рожать и воспитывать детей, от экологической обстановки, от бедности и болезней, от частых самоубийств. Оттого, что весь западный и весь мусульманский мир мечтает сократить наше население и трудится для этого не покладая рук. Всем нужны наши богатства и просторы, всем мешают те, кто еще занимает эту землю. Но это только внешние, легко видимые причины. Всем этим бедам можно было бы противостоять, если было бы твердое осознанное желание и воля к борьбе. Почему этого нет? Ответ несложен: отвернувшись от Бога, потеряли высокую жизненную цель, которую только и давала христианская вера. А сами по себе и сами для себя жить не умеем, да и не стремимся. Очень многие наши люди теперь просто не знают, зачем они живут. Как же можно сохраниться народу, не видящему смысла своего существования?
Можно сказать, что болезнь дается человеку как предупреждение о неправильном образе жизни.
Болезнь часто заставляет нас задуматься, как мы живем и в чем смысл нашего бытия.
Если учесть, что человек троичен (тело — Душа — Дух), то не учитывать это сегодня, особенно в медицине, — преступно! Медицина должна врачевать не только да таких слов будет хотя бы на один процент больше, в человеческом обществе, возможно, станет меньше самоубийств, меньше людей, находящихся в депрессии, меньше болезней.
Разрушительные наводнения и штормы есть не что иное, как выброс водой негативной информации, полученной от людей в результате нашей деятельности. Агрессия, злоба, войны, зависть не проходят для человечества бесследно. Любые региональные войны отражаются на всех нас. А вся беда в том, что мы позабыли о Боге, о Душе!
Часто мы даже не задумываемся, насколько «какие- то незначительные мелочи» влияют на жизнь всего нашего общества.
Заботясь о внешнем, мы забываем о самом драгоценном, что есть в каждом из нас, — о нашей Душе. Как же далеко мы ушли по пути в никуда — полную внутреннюю пустоту. Впрочем, в эпоху развитого социализма существование души не признавалось.
И пока мы не научимся быть в гармонии с окружающим миром, пока мы не научимся любить и беречь свою землю, пока мы не научимся любить и беречь друг друга, мы будем «хлебать полным ртом» одну проблему за другой, одну болезнь за другой. И каждый раз эти проблемы будут все сложнее, а болезни — все безнадежнее. Мы несем ответственность за то, что с нами происходит.
Официальная медицина оказалась бессильна перед многими серьезными болезнями. Более того, человечество, не успев избавиться от проблем рака, получило СПИД, не успев избавиться ни от того, ни от другого, получило SARS. Вирусы, одни страшнее других, буквально преследуют человека по пятам.
Вот интересные данные, появившиеся в американской печати. В 1973 году, когда врачи в Израиле бастовали в течение месяца и количество госпитализированных больных сократилось на 85 процентов, смертность в стране понизилась вдвое, достигнув самого низкого за время существования государства уровня. При аналогичной забастовке в Америке, в округе Лос-Анджелес в 1976 году смертность также упала на 20 процентов. Создается впечатление, что люди выживают не благодаря, а вопреки усилиям медиков. И оказалось, что старый анекдот: «Ну, что — лечить будем, или пусть живет?» — не так далек от истины.
Обращаясь к экстрасенсам, «бабкам», «целителям», мы этим самым совершаем тяжкое преступление против Закона Божия. Мы сами выводим себя из Тела Христова, отлучаем от Церкви, становимся чуждыми Богу, гасим в себе последний огонек веры; ибо, веруя «целителям», мы отдаем себя в их власть, не задумываясь, какова природа этой власти. Сказано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10). Кроме случаев чудесного Божественного вмешательства, любые исцеления всегда происходят за счет здоровья души, повреждая ее.
Неужели цель оправдывает средства? Разве для здоровья тела можно убивать душу? Если душа дороже всего видимого мира, то тем более она драгоценнее временного здоровья! Что вредно для души, не может быть полезным и телу. Немного перефразируем известную древнюю поговорку: «Нездоровый дух и тело делает нездоровым».
Какова бы ни была причина посылаемых нам страданий, все они неизменно служат нам на пользу — спасению нашей души, к прощению наших грехов, а при невинности христианина — к получению за страдание венца в Царстве Небесном. Если кто не переносит досад, не узрит и славы. Разве не знаешь, что «многи скорби праведным» (Пс. 33, 20) и ими они испытываются, как золото огнем? Поэтому, если мы праведны, то будем испытаны скорбями; если же, напротив, грешны, то потерпим скорби, как достойные того, ибо «от терпения опытность» (Рим. 5,4). Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16,33).
Душа человека, не пострадавшего, не испытавшего ни бурь, ни волнений и борьбы, часто сама покрывается корой суетности, пошлости, самодовольства, перед ней появляется опасность погрузиться в состояние инерции и мертвенного покоя. В повседневных примерах мы можем видеть, как часто люди, ничего не испытавшие, не могут понять переживаний других людей, являются безразличными к их страданиям, как часто теряется перед ними идея высшей цели и смысла жизни и они погружаются в тину мелочей.
Более того, святые и праведники достигли того, что, понимая благодетельное значение скорбей для души человеческой, они переживали их не только благодушно, без ропота и смущения, но и с радостью. Однако, мы всегда должны помнить, что благодушное перенесение страданий, возможное лишь с помощью Божией, есть дар христианина от Бога. По существу, несчастье для человека составляет не болезнь, а причина ее — болезнь души: страсти и грех, которые и лежат в основе болезни. Все наши болезни суть наказание Божие за грехи. Болезнь есть как бы напоминание нам от Господа о нашей более страшной беде — поражении грехом нашей души. Отсюда, для излечения болезни нужно прежде всего покаяние. Господь, прежде чем исцелить расслабленного, простил его грехи.
Однако болезнь и немощь — удел не только больших грешников. Более того — слабое, болезненное состояние тела типично для носителей высокого Духа. Господь сказал апостолу Павлу: «Сила Моя совершается в немощи», и апостол Павел говорит о себе: «… Я благодушествую в немощах, обидах, нуждах, гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен» (Кор. 12,9-10). Святые Отцы считают вообще упитанность тела и избыток в нем физической силы препятствием духовной жизни; на этом строится необходимость суровых аскетических подвигов для тех, кто хочет жить жизнью Духа и имеет слишком здоровое тело.
Следует упомянуть также о том, что святые Отцы предлагают освящать принимаемое лекарство (как и все, чем пользуется христианин).
ТУГАЙ Олег Николаевич, кандидат психологических наук
(статья опубликована по материалом журнала «Столп Православия», Могилёвской епархии, Белорусского экзархата, Русской Православной Церкви , Московского патриархата. №2 (8) 2005 г.)