У многих православных супружеских пар часто возникает вопрос о супружеском воздержании. Вот что по этому поводу говорит протоиерей Максим Козлов: «Существуют некоторые идеальные требования церковного Устава, которые должны определять конкретный путь, предлежащий каждой христианской семье. Устав предписывает воздержание от супружеской близости накануне воскресного дня (то есть вечер субботы), накануне двунадесятых праздников и постных дней среды и пятницы (то есть вечер вторника и четверга), а также во время многодневных постов и дней говения — подготовки к принятию Святых Тайн. Это идеальная норма. Но в каждом конкретном случае мужу и жене необходимо руководствоваться словами ап. Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор. 7, 5-6). Это значит, что семья должна дорастать до такого идеала, когда принятая супругами мера воздержания от телесной близости никак не будет вредить их любви и уменьшать ее любви и когда вся полнота семейного единения будет сохраняться и без подпорок телесности. И именно эта целостность духовного единства может быть продолжена в Царствии Небесном. Ведь из земной жизни человека будет продолжено то, что к вечности причастно. Понятно, что в отношениях мужа и жены к вечности причастна не плотская близость, а то, чему она служит подспорьем. В светской, мирской семье, как правило, происходит катастрофическая смена ориентиров, и эти подпорки становятся краеугольными; этого нельзя допустить в семье церковной.
Путь к такому возрастанию нужно проходить, во-первых, вместе, а во- вторых, без перепрыгивания ступенек. Кто сможет это вместить по согласию и умеренности, тот проявит глубокую меру духовной мудрости. А на того, кто еще не готов, возлагать бремена неудобоносимые со стороны более воздержного и умеренного супруга было бы неблагоразумно. Но ведь семейная жизнь нам дана во временной протяженности, поэтому, начав с малой меры воздержания, надо постепенно наращивать ее. Хотя некую меру воздержания друг от друга для упражнения в посте и молитве семья должна соблюдать с самого начала. Например, каждую седмицу накануне воскресного дня муж и жена уклоняются от супружеской близости не по усталости или занятости, а ряди большего и высшего в общении с Богом и друг с другом. И Великий пост нужно с самого начала супружества, кроме каких-либо совершенно особенных ситуаций, стремиться проходить в воздержании как самый ответственный период церковной жизни. Даже в закон-
ном браке плотские отношения в это время оставляют недобрый, греховный осадок и не приносят той радости, которая должна быть от супружеской близости, и во всем остальном умаляют само прохождение поприща поста. В любом случае такого рода ограничения должны ставиться с первых дней супружеской жизни, а дальше их необходимо расширять по мере взросления и возрастания семьи».
«Целомудрие,- говорит св. Петр Дамаскин,- есть здравый (целый) образ мыслей, то есть не имеющий какого-либо недостатка и не допускающий того, кто его имеет, уклоняться в невоздержность или в окаменение, но хранящий обираемое мудростью доброе и отвергающий все худое… Невоздержность же разумею не ту только, которая относится к чревоугодию и блуду, но — воздержание от всякой страсти и всякого помысла не по Богу». А епископ Варнава (Беляев) говорит, что человек может достигнуть чистоты души даже по вкушении плотского греха. «Не тот чист,- говорит равноангельный св. Иоанн Лествичник,- кто сохранил нерастленным это бренное тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе». И еще: «Некоторые говорят, что по вкушении плотского греха невозможно называться чистым; а я, опровергая их мнение, говорю, что хотящему возможно и удобно привить дикую маслину к доброй. И если бы ключи Царства Небесного были вверены девственнику по телу, то их мнение, может быть, имело бы основание. Но да постыдит умствующих таким образом тот, кто имел тещу, а был чист и носил ключи Царствия» (Мф. 16,19). И наоборот, одно только девство тела не делает человека целомудренным и чистым в полном смысле этого слова, то есть святым, а иногда может повести даже на дно ада (притча о пяти мудрых и пяти неразумных девах Мф. 25, 11-12). Святые отцы называют это состояние не целомудрием, а воздержанием (разумеется, от плотского греха). Оно показывает, что корни греха еще не исторгнуты и не уничтожены окончательно и человек еще подвержен искушениям и угрозе падения.