ЦЕРКОВНЫЕ КАНОНЫ О СУПРУЖЕСКОМ ВОЗДЕРЖАНИИ

venchanie-2

У многих православ­ных супружеских пар ча­сто возникает вопрос о супружеском воздержа­нии. Вот что по этому по­воду говорит протоиерей Максим Козлов: «Суще­ствуют некоторые идеаль­ные требования церковно­го Устава, которые долж­ны определять конкрет­ный путь, предлежащий каждой христианской се­мье. Устав предписывает воздержание от супру­жеской близости накану­не воскресного дня (то есть вечер субботы), на­кануне двунадесятых праздников и постных дней среды и пятницы (то есть вечер вторника и чет­верга), а также во время многодневных постов и дней говения — подготов­ки к принятию Святых Тайн. Это идеальная нор­ма. Но в каждом конкрет­ном случае мужу и жене необходимо руко­водствоваться словами ап. Павла: «Не уклоняй­тесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана не­воздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор. 7, 5-6). Это значит, что семья должна дорастать до такого идеала, когда принятая супругами мера воздержания от телесной близости никак не будет вредить их любви и уменьшать ее любви и когда вся полнота семей­ного единения будет сохраняться и без подпо­рок телесности. И имен­но эта целостность духов­ного единства может быть продолжена в Царствии Небесном. Ведь из зем­ной жизни человека будет продолжено то, что к веч­ности причастно. Понят­но, что в отношениях мужа и жены к вечности причастна не плотская близость, а то, чему она служит подспорьем. В светской, мирской семье, как правило, происходит катастрофическая смена ориентиров, и эти подпор­ки становятся краеуголь­ными; этого нельзя допу­стить в семье церковной.

Путь к такому возрас­танию нужно проходить, во-первых, вместе, а во- вторых, без перепрыгива­ния ступенек. Кто сможет это вместить по согласию и умеренности, тот про­явит глубокую меру ду­ховной мудрости. А на того, кто еще не готов, возлагать бремена неудобоносимые со стороны более воздержного и уме­ренного супруга было бы неблагоразумно. Но ведь семейная жизнь нам дана во временной протяжен­ности, поэтому, начав с малой меры воздержания, надо постепенно наращи­вать ее. Хотя некую меру воздержания друг от дру­га для упражнения в по­сте и молитве семья дол­жна соблюдать с самого начала. Например, каж­дую седмицу накануне воскресного дня муж и жена уклоняются от суп­ружеской близости не по усталости или занятости, а ряди большего и высшего в общении с Богом и друг с другом. И Великий пост нужно с самого начала супружества, кроме ка­ких-либо совершенно осо­бенных ситуаций, стре­миться проходить в воздер­жании как самый ответ­ственный период церков­ной жизни. Даже в закон-

ном браке плотские отно­шения в это время остав­ляют недобрый, греховный осадок и не приносят той радости, которая должна быть от супружеской бли­зости, и во всем остальном умаляют само про­хождение поприща поста. В любом случае такого рода ограничения должны ставиться с первых дней супружеской жизни, а дальше их необходимо рас­ширять по мере взросле­ния и возрастания семьи».

«Целомудрие,- гово­рит св. Петр Дамаскин,- есть здравый (целый) об­раз мыслей, то есть не имеющий какого-либо недостатка и не допус­кающий того, кто его имеет, уклоняться в не­воздержность или в окаменение, но хранящий обираемое мудростью доброе и отвергающий все худое… Невоздержность же разумею не ту только, которая относится к чре­воугодию и блуду, но — воздержание от всякой страсти и всякого помыс­ла не по Богу». А епископ Варнава (Беляев) говорит, что человек может дос­тигнуть чистоты души даже по вкушении плотс­кого греха. «Не тот чист,- говорит равноангельный св. Иоанн Лествичник,- кто сохранил нерастлен­ным это бренное тело, но тот, кто члены его совер­шенно покорил душе». И еще: «Некоторые говорят, что по вкушении плотс­кого греха невозможно называться чистым; а я, опровергая их мнение, говорю, что хотящему возможно и удобно при­вить дикую маслину к доброй. И если бы клю­чи Царства Небесного были вверены девствен­нику по телу, то их мне­ние, может быть, имело бы основание. Но да по­стыдит умствующих та­ким образом тот, кто имел тещу, а был чист и носил ключи Царствия» (Мф. 16,19). И наоборот, одно толь­ко девство тела не делает человека целомудренным и чистым в полном смыс­ле этого слова, то есть свя­тым, а иногда может по­вести даже на дно ада (притча о пяти мудрых и пяти неразумных девах Мф. 25, 11-12). Святые отцы называют это состо­яние не целомудрием, а воздержанием (разумеет­ся, от плотского греха). Оно показывает, что кор­ни греха еще не исторгну­ты и не уничтожены окон­чательно и человек еще подвержен искушениям и угрозе падения.